российская неделя маркетинга 2013: будущее за концепцией "полезного бизнеса"Маркетинг, PR, брендинг, digital и реклама — это те 5 инструментов, грамотное и эффективное использование которых в комплексе приводит к тому, что любая компания на рынке становится популярной, а выпускаемый ею продукт/предоставляемая ею услуга — востребованной. Как-то интернет-журнал «Деньги и Карьера» уже рассказывал об эффективных способах рекламы и маркетинга и обещал, что с течением времени список пополнится новыми вариантами. Корректировку в него внесли эксперты, выступавшие в рамках Российской Недели Маркетинга 2013.

В прошлом году интернет-журнал «Деньги и Карьера» совместно со специалистами обозначил 13 эффективных способов рекламы и маркетинга. Тогда было сделано предположение, что это далеко не полный список и с течением времени в него будут добавляться всё новые и новые способы. Пополнения коллекции долго ждать не пришлось. Эксперты, участвовавшие в Российской Неделе Маркетинга 2013 в качестве спикеров, озвучили ещё несколько модных трендов в сфере рекламы и маркетинга.

Прежде, чем их назвать, не помешает дать общую картинку модных веяний на рынке маркетинга. Какие же интересные моменты можно выделить? «Самое главное в маркетинге это: а) знать, что делать; б) знать, как делать; в) взять и сделать», — считает основатель издательства «Манн-Иванов-Фербер» Игорь Манн. По его мнению, успешность маркетинговой политики компании во многом зависит от её стратегичности. Для этого необходимо мыслить далеко вперёд и всё учитывать. В качестве ещё одного тренда эксперт называет интернет-маркетинг, за которым он видит будущее. А оно будет связано с развитием сайтов, e-mail-маркетинга, соцсетей и мобильного мира.

Хоть в соцсетях и зарегистрировано огромное количество пользователей, но с ними, по мнению другого эксперта, лучше стоит обращаться поаккуратней. «У соцсетей (в частности Facebook`a) есть 3 недостатка. Первый заключается в том, что с увеличением количества друзей/товарищей френдлента будет загрязняться, так как каждый из захочет поделиться с ним какой-либо информацией. Со временем всё может обернуться настоящей «помойкой». Рост числа друзей подтверждает тот факт, что в 2010 году на среднего российского пользователя соцсети приходилось 130 друзей, то в 2012 году их стало уже 230. Второй недостаток в том, что они не способны отразить человеческие отношения. Взаимоотношения между людьми здесь определяются по двум принципам. Один связан с активностью пользователя. Однако активность не приравнивается к отношениям. Другой — с «ручным трудом». Он зависит от взаимодействия человека с информацией. Та, в свою очередь, может передаваться по сети от человека к человеку или с помощью всевозможных голосований определяться как общественно-значимая. Третий связан с «лайками». «Лайки» способны подменить понятие общественно-значимой информации, так как в соцсетях при учёте важности той или иной информации обращается внимание на то количество «лайков», которое отдали ей пользователи. А они свой голос могут отдать и за просто понравившуюся картинку или прикол. В информационном поле картинка не считается знаковым событием, однако «лайки» говорят об обратном», — рассказывает digital-стратег агентства «Grey Moscow» Дмитрий Воскресенский.

Также, по мнению эксперта, многие заблуждаются на счёт того, что благодаря аудитории социальных сетей у них сразу появится огромное число клиентов. По его словам, для начала необходимо, чтобы клиенты полюбили конкретного человека /компанию, а потом они последуют за ним/ней в социальные сети. Соцсети — это всего лишь площадка для общения с потенциальными клиентами. Дмитрий Воскресенский считает, что не важно, где с ними общаться, а важно то, что им говорить.

При взаимодействии между компанией и её потенциальными клиентами есть ещё одна особенность. «На сегодняшний день преимущества получает та компания, которая сможет предугадать поведение и предпочтения потребителей. Попытки спрогнозировать ситуацию на рынке с помощью математического анализа имеют ряд существенных ограничений. Они не могут учесть ранее не проявленные факторы. Трудности, связанные с прогнозированием, часто приводят к навязыванию потребителю мнимых преимуществ. А это, в свою очередь, делает продвижение продукта или услуг чрезмерно затратным. Получается, что идти на поводу у потребителя недальновидно, навязывать ему что-либо — дорого, а прогнозировать ситуацию — сложно. Решением проблемы является использование перехода «от будущего к настоящему»», — утверждает председатель совета директоров венчурного фонда «TDVF Investments» Александр Зайцев.

Осуществить подобный переход, по словам эксперта, возможно с помощью прикладной футурологии. Она занимается моделированием ближайшего будущего на основе анализа глобальных трендов и сценарного моделирования. Так, к примеру, благодаря прикладной футурологии можно создать картину будущего через 10 — 15 лет. А для «перехода» в обратном направлении нужно просто посмотреть на окружающую действительность с позиции созданной реальности и найти те технологии, которые пригодились бы уже сегодня, а при усовершенствовании не потеряли бы своей актуальности в будущем и помогли эту картину будущего дополнить или воссоздать. Здесь вполне применима концепция «полезного бизнеса», которая помогает решить глобальные проблемы человечества. По мнению Александра Зайцева, маркетинг будущего будет связан с маркетингом «полезного бизнеса». Примером концепции «полезного бизнеса» служит проект «PromiseUp» — приложение, которое ведёт борьбу с несдержанными обещаниями, позволяя заработать на невыполненных обещаниях.

Какие же ещё способы маркетинга стоит отметить? Первый из них — инфомаркетинг. Он связан с информированием клиентов о предлагаемых услугах или продуктах. «Пока потребитель не будет доверять компании, он покупать ничего не будет. Основная задача компаний заключается в том, чтобы рассказывать клиентам о продукте, который они предлагают, и обучать тому, как правильней сделать выбор при покупке. В этом случае продажи заметно увеличатся», — говорит бизнес-тренер Евгений Колотилов. В качестве инструмента инфомаркетинга может использоваться электронная книга, вебинары или видеоролики на «YouTub`е». В случае с электронной книгой стоит отметить несколько важных моментов. Во-первых, в ней должна быть представлена исчерпывающая информация о продукте, содержащая ответы на все актуальные вопросы. Во-вторых, её рекомендуется распространять через сайт компании в обмен на контакты клиентов. При этом у них стоит брать согласие на рассылку полезной информации. Согласие даёт право компании держать клиента в курсе наиболее интересной и полезной информации, а также помогает наладить канал связи с клиентом.

Второй — сенсорный маркетинг. Его суть заключается в том, чтобы воздействовать на чувства покупателей и их эмоциональное состояние для увеличения продаж. «При реализации сенсорного маркетинга следует использовать соматический маркер. Яркие эмоции, которые испытывают люди, лучше всего ими запоминаются на фоне чувств, связанных со страхом и сексом», — подчёркивает генеральный директор компании «Aromaco» Руслан Юлдашев. В качестве примера он приводит рекламные кампании «Abercrombie & Fitch». Их отличает провокационный характер: в самой рекламе фигурируют полуобнажённые модели, впрочем, такие же модели могут встречать посетителей на входе в магазины. А уже в самих магазинах их ожидает шикарная обстановка, музыка и аромат мужского парфюма, который периодически распыляется по всему павильону для создания особой атмосферы. В конечном счёте всё это приводит к проявлению интереса со стороны потенциальных клиентов и совершению ими покупки. Маркетинговую линию на чувстве страха выстроила компания «Blendtec». Для доказательства мощности выпускаемой продукции в интернете выкладывались видеоролики, в которых блендер размалывал самые неожиданные предметы. Самым ярким и запоминающимся стало видео, в котором блендер стёр в порошок iPhone.

Третий — нейромаркетинг. «Под этим понятием подразумевается высокоточное аппаратное тестирование неосознанных человеческих реакций на любой аудио-визуальный, слуховой и тактильный раздражитель. К примеру, благодаря данным исследований была выявлена такая особенность, что если взгляд потребителя при выборе останавливается на продукте на 6 секунд, то в 82% случаев из 100 это приводит к покупке. В целом же, исследования в этой области позволяют разработать для каждой компании наиболее эффективный вариант бренда или маркетинговый/рекламный ход, способный привлечь внимание потенциальных клиентов к компании, её услуге или продукту. При этом, останавливая свой выбор на бренде, потребитель будет делать соотношение между собой и тем, достоин ли его этот бренд (продукт/услуга) и поднимется ли его социальный статус от того, что он приобщится к этому бренду (товару/услуге)», — замечает главный куратор Исследовательского центра брендменеджмента и брендтехнологий (RCB & B) Николас Коро.

Четвёртый — маркетинг «точно вовремя». По словам бизнес-тренера Александра Левитаса, данный маркетинговый ход персонально адресован для тех, кому товар нужен именно сейчас. Наглядным примером послужил кейс «Сбербанка» в одном из федеральных округов, где необходимо было провести рекламную кампанию для привлечения клиентов к кредитным банковским продуктам. Решение же оказалось весьма оригинальным. В качестве целевой аудитории рекламной кампании были выбраны предприниматели, в среде которых кредитные продукты наиболее востребованы. Представители местного «Сбербанка» привезли в бухгалтерию оптовой базы пачки бумаги для распечатки накладных и прочих документов. На обратной стороне листов они разместили рекламу кредитных программ. В результате в бухгалтерии предприниматели получали бланк двойного назначения: с одной стороны на нём прописан счёт за товар, с другой — куда можно обращаться в случае нехватки средств. Стоимость рекламной кампании обошлась в 30000 рублей, а в итоге было получено заявок на кредиты на сумму в 1,5 млрд. рублей.

Список маркетинговых и рекламных стратегий можно продолжать и дальше. По оценкам экспертов, количество различных способов уже колеблется где-то в районе 250. Однако на практике применяются далеко не все. На данном этапе развития для российского рынка наиболее характерно использование традиционных и отработанных моделей, экспериментировать же с новыми — основная масса компаний не спешит. «Прежде чем внедрять новые инструменты, нужно повысить эффективность традиционных. После того, как убедитесь, что они работают на максимум, экспериментируйте с мобильными технологиями», — рекомендует предпринимателям основатель «Nordic Agency AB» Леонид Бугаев.

В целом, программа форума оказалась очень насыщенной. При этом «всё и сразу» невозможно вместить в рамках небольшой заметки, иначе будет сумбур и «каша в голове». А некоторые темы и «фишки», поднятые и затронутые на Российской Неделе Маркетинга 2013, достойны особого внимания и отдельного материала. В дальнейшем интернет-журнал «Деньги и Карьера» к ним ещё не раз вернётся. Так что — продолжение следует...

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

Switch to our mobile site