командировки сотрудников: акции двойного назначения?Успешное развитие бизнеса не обходится без деловых встреч, переговоров, поездок. Командировки — неотъемлемая часть налаженных бизнес-процессов. Практически половина офисных сотрудников хоть раз разрешала рабочие моменты в рамках служебных поездок. Многим из них нравится принимать участие в решении важных для компании проектов и задач. По мнению экспертов, командировка — это хороший инструмент мотивации в работе, а также один из эффективных способов борьбы с рабочей рутиной.

Бизнес-среда и командировки — вместе по жизни

Успешное развитие любой компании связано не только с внутренней работой в рамках рабочего коллектива, но и с внешними контактами в бизнес-среде. И тут без рабочих поездок просто не обойтись. По данным опроса компании «HeadHunter», 47% россиян считают, что в сфере бизнеса их компании без командировок просто невозможно эффективно работать. 42% полагают, что количество командировок можно свести к минимуму, однако отказаться от них полностью всё-таки нельзя. И только 7% заявили, что без проблем можно вести бизнес, не отправляясь в рабочие поездки.

Чаще всего острую потребность в командировках отмечают сотрудники, работающие в области медицины/фармацевтики, туризма, HoReCa (по 67%), добычи сырья (62%), консультирования (60%), продаж (55%), строительства/недвижимости (54%), безопасности (53%), производства и высшего менеджмента (по 51%). А вот не видят необходимости в командировках специалисты, связанные с бухгалтерией и финансами предприятий (16%), маркетингом/рекламой/PR (13%), автомобильным бизнесом (12%), ИТ/интернетом/телекомом (10%).

Позицию большинства россиян на счёт важности командировок разделяют и наши эксперты. «Даже отлаженные бизнес-процессы требуют контроля. А что говорить о сложностях жизнедеятельности компании, среди которых падение дохода филиала, несоответствующее соблюдение корпоративных правил, смена первых лиц регионального подразделения и пр. Поэтому для компаний федерального уровня потребность в командировках существует всегда», — заявляет руководитель департамента «Банки, инвестиции, страхование» рекрутингового агентства «Penny Lane Personnel» Элла Михайлова.

«Конечно, в современной бизнес-практике такая потребность существует. Зачастую необходимо побывать на территории клиента, на объекте, в городе, где предполагается дальнейшая работа. Командировка даёт возможность оценить существующую ситуацию, ближе познакомиться с предполагаемыми партнёрами, контактными лицами и др., — присоединяется руководитель направления «Массовый подбор, аутсорсинг» компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников. — Главное, не путать действительно необходимые командировки для развития дела и праздные путешествия офисного планктона из одной точки в другую. Из личной практики могу сказать, что был знаком с руководителями, которые отправляли сотрудников в командировки не по реальной необходимости, а по плану от вышестоящего руководства. Подобные случаи вызывают только непонимание и сомнение в компетентности руководства».

Стоит отметить, что хотя передовые технологии и шагнули далеко вперёд, позволяя проводить онлайн-конференции, всё равно многие специалисты по старинке отдают предпочтение  командировкам. По данным опроса компании «HeadHunter», 80% россиян уверены в том, что онлайн-конференции не смогут заменить служебные командировки. И лишь 13% респондентов уверены в обратном.

Мнение экспертов по этому поводу разделилось в зависимости от конкретной ситуации. «Специфика бизнеса в России включает её масштаб, разницу деловой активности регионов, уровень проникновения интернета, мультиконфессиональность и многие другие факторы. Поэтому с учётом российского бизнес-менталитета по-настоящему принципиальные вопросы, связанные с финансовыми показателями, корпоративной этикой или продвижением, невозможно решить с помощью онлайн-конференций. По данным исследований ФОМ, на осень 2012 года показатель проникновения интернета среди взрослого населения России составил 55% или 64,4 млн. человек. Так что и физически не со всеми территориально-административными единицами РФ возможна онлайн-связь», — сообщает Элла Михайлова.

«Всё зависит от целей командировки. Если она осуществляется для решения менеджерских задач (к примеру, двойные визиты с сотрудниками, наставничество и коучинг «в полях»), то личное присутствие необходимо. Также онлайн-конференция вряд ли поможет подписать крупный контракт с ключевым региональным клиентом, а технические помехи в сложных переговорах могут лишь усложнить дело», — добавляет руководитель направления «Life Science» консалтинговой компании «Apriori Talentor» Тамара Бондарь.

«Современные технологии давно позволяют общаться с людьми, находящимися в другой части света, в режиме «онлайн». Зачастую телефонные звонки или онлайн-конференции предоставляют возможностью успешно заменить личные встречи, помогая экономить время. Но в тоже время не стоит забывать, что личное общение тет-а-тет необходимо для развития отношений как деловых, так и межличностных», — уверен Владимир Телятников.

Акция «Командировка»: за участие «бонус» в подарок

Активное участие сотрудников в деловых поездках подтверждает востребованность командировок в качестве эффективного инструмента для решения рабочих задач. В ходе опроса компании «HeadHunter» выяснилось, что практически половине офисных сотрудников (45%) приходилось ездить по командировкам. При этом 26% отправляются в поездку не реже раза в квартал, 8% — не реже раза в полгода, 6% — не реже раза в год и 5% — крайне редко (меньше одного раза в год).

Кого же чаще всего направляют в командировку? «Зачастую к командировкам привлекают стартаперов, которые занимаются развитием бизнеса в новых регионах, запуском новых объектов, офисов и т.д.; сейлзов, осуществляющих переговоры на территории заказчика; менеджеров проектов, посещающих курируемые новые проекты, для понимания способов дальнейшей реализации проекта. Нередко менеджер проекта и сейлз могут отправляться в командировку вдвоём для того, чтобы на переговорах не было дано не реализуемых обещаний клиенту (как это бывает в случае единоличного присутствия на переговорах сейлза). Иногда после таких переговоров реализаторам становится трудно доказать клиенту, что то, что он хочет — из ряда фантастики. Также недопонимания возникают, если клиент опирается только на обещания словоохотливых сейлзов», — отмечает Владимир Телятников.

«Отдельно стоит сказать о позиции директора или специалиста департамента регионального развития: в их профессиональные обязанности непременно входят командировки. И психоэмоциональный портрет подобного специалиста обязательно должен включать потребность в новых впечатлениях, ситуативной гибкости, скорости принятия правильных решений в форс-мажорных обстоятельствах. Для бизнес-тренеров, коучей, директоров по развитию, директоров по маркетингу крупных компаний командировки — хлеб насущный. Однако всегда стоит помнить о том, что только успешный специалист востребован в регионах», — дополняет Элла Михайлова.

Не лишним будет сказать несколько слов и об отношении сотрудников компаний к командировкам. По данным опроса компании «HeadHunter», 79% нравится ездить в командировки. От таких поездок они видят только «плюсы». По их мнению, командировки дают возможность принять участие в решении важного для компании проекта/задачи (71%), отвлечься от повседневной работы и получить новые впечатления, эмоции (по 56%), завести новые знакомства, друзей (40%), отдохнуть от коллег (12%) и семьи (9%). Кстати, 43% респондентов к участию в командировках подталкивает любовь к путешествиям, а 14% — возможность подзаработать.

Не нравятся же поездки по служебным делам только 9% россиян. Неприязнь вызвана прежде всего необходимостью жить вне дома и связанным с этим дискомфортом (58%). Недовольные командировками сотрудники также полагают, что частые разъезды выматывают (29%) и при этом тратится много собственных средств (23%). Некоторые из них видят в командировке дополнительную работу (18%), а кто-то и вовсе бесполезный труд (17%). Иногда негативное отношение к деловым поездкам может быть связано с тем, что сотрудники просто боятся летать на самолётах или не любят ездить на поездах (19%). В отдельных случаях на отрицательном отношении сказывается ревность второй половинки (13%).

Если ориентироваться только на позитивные моменты командировок, то для некоторых участие в них вполне может стать дополнительным способом мотивации в работе. «Безусловно, командировки можно считать мотивирующим фактором для сотрудников, если это командировки на профессиональную конференцию или выставку в другой стране. Такие поездки мотивируют человека, расширяют его кругозор, увеличивают круг знакомств. А если сотрудник к тому же устаёт от рутины работы и перегрузок на ней, то из подобных командировок он вернётся полный новых идей и оптимистических настроений. Не стоит забывать, что командировка в другую страну — это смена обстановки, которая действует на любого как дополнительный отпуск, и это тоже плюс в пользу таких поездок», — соглашается Тамара Бондарь.

Впрочем, по мнению некоторых экспертов, осторожность в вопросах командировочной мотивации не помешает. «HR-менеджер должен быть очень аккуратен в вопросах рассмотрения командировки как способа мотивации сотрудника. Степень карьероориентированности, психологический микроклимат в семье сотрудника, его отношения с детьми, особенности хобби, состояние здоровья могут стать серьёзными препятствиями на пути реализации подобной программы мотивации», — предупреждает Элла Михайлова.

«В своей практике я встречал сотрудников, которые воспринимают командировку как наказание, а не как один из мотиваторов к работе. Причины могут быть разные, включая семейные, так что в этом вопросе не всё так очевидно. При этом мне встречались коллеги, которые командировку воспринимали как дополнительно оплачиваемый отпуск и вместо решения необходимых по бизнесу вопросов занимались прожиганием жизни, а после кропали отчёты об успешных переговорах или посещении объектов. Тот, кто относится к работе ответственно, к командировке будет относиться точно также, как и к служебному заданию. У кого-то командировки составляют 1 — 10% рабочего времени, а у кого-то — и все 90%. Здесь нужно понимать разницу и учитывать личные особенности сотрудников при приёме на работу», — рассуждает Владимир Телятников.

Как бы то ни было, но не стоит забывать, что эффективность любой мотивации определяется конечными результатами, которые она приносит. Что же давали командировки её участникам? По данным опроса компании  «HeadHunter», 74% специалистов отметили, что в рамках рабочего визита они получили ценный опыт. 45% за время поездки обзавелись выгодными связями и знакомствами. 18% сообщили, что сразу после командировки они получили премию/денежный бонус. Ещё 9% признались, что результатом деловой поездки стало их повышение по службе. «На зарплату сотрудника может влиять успешное решение вопросов в рамках своего функционала, в том числе это может происходить и в командировках», — подтверждает Владимир Телятников.

Из этого всего вывод напрашивается только один: успешно проведённые командировки приносят плюсы не только для компании, но и для специалистов, принимающих в них непосредственное участие. Если сотрудники будут эффективно реализовывать поставленные перед ними рабочие задачи, то в итоге они могут рассчитывать на приятный «бонус». А для этого необходимо, чтобы интересы компании были на одной волне с интересами её работников.

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

Switch to our mobile site