Понятие «любовный треугольник» с точки зрения семьи — это «он», «она» и «третий лишний». Но если подойти к вопросу с позиции социально-семейных взаимоотношений, то вырисовывается совершенно другая картина: «она», «работа/карьера» и «ребёнок». И тут третьего лишнего нет, тут «она» — меж двух огней, или «она» гонится за двумя зайцами сразу. Что же лучше выбрать? или как совместить и то, и другое? — об этом расскажет интернет-журнал «Деньги и Карьера» вместе с экспертами.
Для каждой любящей матери дети считаются цветами жизни. Но за этими «цветами» необходимо ухаживать, заниматься их воспитанием и развитием, обеспечивать всем самым необходимым. Для выполнения последнего пункта нужно «работать, работать и ещё раз работать», чтобы на это всегда были финансовые ресурсы. Но и для детей, и для работы требуется время, которого порой не хватает. Как же его найти, чтобы никого не обидеть? и не разрываться сразу на два фронта?
Прежде, чем давать какие-либо советы и рекомендации, нужно иметь представление о «картинке» — в целом. Хорошую зарисовку к теме даёт опрос компании «HeadHunter». По его данным, материнская любовь находит пути к существованию и в рабочее время, проявляя себя в мелочах. Так, подавляющее большинство мам (93%) не перестают думать о своём ребёнке даже во время работы. Практически половина из них (47%) периодически звонит домой, расспрашивая своих детей, всё ли у них в порядке. При этом выясняют обстановку по телефону чаще всего те женщины, у которых есть дети в возрасте от 13 до 18 лет (65%). 22% матерей в рабочее время периодически вспоминают о детях. Этот вариант наиболее распространён среди женщин, у которых уже достаточно взрослые дети (старше 18 лет; таких — 36%). Каждая пятая (19%) — переживает за своё чадо. Сильнее волнуются те мамы, чьим малышам где-то от 2 до 4 лет (23%). Каждая десятая (8%) скучает и в качестве «лекарства» держит на рабочем столе фотокарточку ребятёнка. Самыми популярными в такой ситуации оказываются фотографии детей от 5 до 7 лет (12%). И только 7% женщин отмечают, что работы у них настолько много, что ни на что другое в рабочее время времени не остаётся.
Интересно, что большинство мам (82%) предпочитает рассказывать своим детям о работе. Чаще всего в дела бывает посвящён тот ребёнок, чья родительница работает в сфере медицины и фармацевтики (94%), а реже — в банковском секторе (69%). При этом 38% респонденток приводили своих малышей на работу. Причины тут были разные. 17% — делали это потому, что детей не с кем было оставить. Для 11% — даже повод был не нужен. А 7% брали их на праздники и мероприятия, организованные работодателем. Основной же довод тех, кто не применяет подобную практику, сводится к тому, что детям на работе не место (37%). 24% опрошенных отметили, что их малышам там будет просто скучно. 16% признались, что у них такое — запрещено. 19% сказали, что им такая идея и в голову не приходила, а 12% — что это просто неудобно. Однако 41% матерей был бы не прочь привести ребёнка на работу и показать ему суть своей трудовой деятельности.
Работать и успевать заниматься воспитанием ребёнка — для каждой матери это — здорово. Однако возникает вопрос: «Как у неё это получается? Какая роль в данной ситуации (матери или сотрудницы компании) ей даётся сложней?». 28% респонденток отметили, что им всё легко удаётся. Ещё столько же (28%) заявило, что работать намного проще, чем заниматься с ребёнком. 17%, напротив, признались, что им доставляет огромное удовольствие «возиться» с малышом, а вот работа даётся — нелегко. Ещё 17% пожаловались на то, что им сложно совмещать и то, и другое. Раз возникают трудности, значит, работающим мамам чего-то не хватает. Многие из них (43%) говорят, что основной «минус» — нехватка времени на ребёнка. 38% пожаловались на недостаток денег. 30% сказали, что они мало тратят времени на себя, а 12% — что у них не остаётся времени на встречу с друзьями. 8% респонденток с грустью заметили, что им не хватает моральной поддержки со стороны семьи и близких. В этом списке «нехваток» проскакивают и рабочие моменты. Так, 24% сообщили о необходимости гибкого графика, а 13% — о понимании со стороны руководства. Ещё 17% подчеркнули, что у них нет времени на профессиональное развитие. И только 6% с радостью сообщили, что им всего достаточно.
Кстати, вопрос о понимании со стороны был затронут не зря. Существует ли оно по отношению к матери? По данным опроса, в восприятии каждого второго мужчины (50%) материнство — это тяжкий труд. Каждый пятый (25%) даже если и видит в этом работу, то, скорее всего, приятную. Каждый десятый (12%) считает, что материнство для женщины — это огромное удовольствие. Если речь касается мужчины-отца, то тут важно не только оценочное восприятие ситуации, но и осознание того, что без его помощи, поддержки и участия в воспитании ребёнка никак не обойтись, и, как результат, конкретные действия в этом направлении.
Можно ли говорить о поддержке по отношению к работающей маме со стороны работодателя? Каждая вторая респондентка (51%) признаётся, что рассчитывать на какую-либо помощь руководства не приходится. Но, к счастью, такая ситуация складывается не везде. К примеру, 20% женщин сообщили, что их дети по праздникам получают подарки от компании. 14% опрошенных могут корректировать свой график работы на более удобный. Ещё стольким же (14%) руководство позволяет уходить с работы пораньше. 9% сказали, что работодатель с пониманием относится к их частым больничным. 2% руководителей регулярно проводят детские праздники, а 1% — раздаёт денежные бонусы.
О позитивных изменениях в социальной политике компаний по отношению к работающим матерям говорят и эксперты. «Думаю, что политика компаний со временем изменяется в лучшую сторону. Однако это улучшение относится к женщинам — профессионалам своего дела. Женщина с ребёнком — эта та женщина, которая вчера строила карьеру, эффективно и прекрасно работала в компании. Если сейчас есть малыш, то, конечно же, работодатель понимает: 25% рабочего времени можно вычеркнуть, однако на оставшиеся три четверти она как была, так и остаётся профессионалом. А так как на рынке труда остаётся всё меньше достойных специалистов, и никто спад рождаемости в конце 80-х и в 90-е не отменял, то ситуация будет идти к улучшению: уступки будут, и они уже есть. Правда, в массовом масштабе „поблажек“ ожидать не придётся», — уверен старший партнёр компании «Tom Hunt» Владимир Якуба.
«Конечно, работодателя в первую очередь волнуют достижения женщины на работе, а не её домашние дела, однако при правильном построении бизнес-процессов в компании договориться с руководством и найти компромисс между карьерой и личной жизнью, наверняка, удастся, — соглашается руководитель Исследовательского центра рекрутингового портала „Superjob.ru“ Наталья Голованова. — Если женщина — отличный специалист, то работодатель, в случае необходимости, пойдёт ей на уступки: или разрешит работать часть времени удалённо (современные технологии это позволяют), или организует сокращённый рабочий день, или будет делать выводы о выполнении обязанностей не по количеству затрачиваемого времени, а по результату».
«Говоря о социальной политике компаний в целом, стоит заметить, что буквально каких-то 5 лет назад работодателю, по сути, было всё равно, кто работает в компании (не деля по половому признаку), и что происходит вне её. Для него был лишь работник — человек-профессионал, который в угоду высоким рабочим результатам пренебрегал семьёй. Сейчас ситуация кардинально изменилась: работодатель не просто готов идти на уступки, сокращая график работы сотрудникам (меняя его на утренний/вечерний, зачастую почти фриланс), но и способствует развитию детей своих сотрудников. Так, например, в нескольких крупных международных компаниях, имеющих представительства в Москве, сделаны детские комнаты/сады, организуются группы продлённого дня (буквально на одном этаже с офисом). Это позволяет не только сократить нервоз женщин, увеличить количество часов, проведённых ими на работе, но и стать лояльной компанией для своих сотрудников», — добавляет руководитель проектов компании «Consort Group» Юлия Анисимова.
Лояльное отношение руководства к сотрудницам с детьми способствует тому, что детям уделяется должное внимание со стороны матерей, а у тех, в свою очередь, есть стимул для новых карьерных свершений. Будет ли при этом ребёнок мешать матери в реализации амбициозных планов? «Опросы Исследовательского центра рекрутингового портала „Superjob.ru“ показывают, что дети отнюдь не мешают карьере, напротив, у работающих мам нередко открывается второе дыхание, появляются новые стимулы к профессиональному развитию. Так, больше половины россиянок (51% имеющих и детей, и постоянную работу) уверены, что уделять достаточно внимания детям способен и работающий родитель. При этом 49% работающих мам не поменяли бы свою работу на менее оплачиваемую, но дающую возможность больше времени уделять ребёнку, — сообщает Наталья Голованова. — Впрочем, по нашим данным, деньги не единственный (и часто не главный) фактор, который заставляет женщин сдавать малышей на руки бабушек, нянь и воспитателей и отправляться в офис. Большинство молодых мам (52%) возвращаются к работе после декретного отпуска не ради пополнения семейного бюджета, а чтобы реализовать свой профессиональный потенциал. Поэтому примеров успешного совмещения роли мамы и отличного специалиста множество, в том числе и у нас в компании».
«В нашей компании без малого все директора проектов — успешные женщины, имеющие детей. Ирина Щавинская — один из наиболее выдающихся директоров. За годы работы в компании она не только показывает блестящие результаты, но и воспитала замечательную дочь. Но даже если взять каждого руководителя по отдельности, то это — история успеха, где важную роль сыграли дети!!! И, несомненно, правильно построенная политика руководства, даже не „политика“, а поддержка, понимание и забота», — делится опытом Юлия Анисимова.
«У меня есть знакомая женщина — директор крупнейшего в России маркетингового агентства. Ей 32 или 33 года. Она родила второго ребёнка. Буквально на два месяца выключилась из рабочего процесса, а затем вернулась в бизнес, собственником которого сама и является, — приводит пример Владимир Якуба. — Понятно, почему у неё есть желание „разжигать костры“. И это не единственный пример, когда женщина рожает ребёнка, нанимает няню и продолжает эффективно вести дела. Конечно, она ухаживает за малышом, но не так активно, как, может быть, стоило бы. На мой личный взгляд, здесь есть существенный минус: всё-таки это — ребёнок, и лучше делегировать работу. Но есть большой плюс для бизнеса: такие женщины могут горы свернуть».
Что же помогает женщинам-мамам-руководителям добиваться успеха в семейной жизни и в построении своей карьеры? По мнению Владимира Якубы, здесь есть три ключевых момента: первый — настойчивость, второй — гибкость в отношениях с супругом и детьми, третий — гармония в вопросах здоровья. Для тех же, кто находится на пути к успеху, он советует: «Необходимо уделять равное внимание и построению карьеры, и созданию семьи. Как сказал Максим Горький, „надо любить то, что ты делаешь, и тогда труд, даже самый грубый возвышается до творчества“». На это лишь можно ответить крылатой фразой ещё одной известной личности — Григория Потёмкина: «Умри, ... лучше не напишешь!».
Советы экспертов о том, как грамотно распределить время, чтобы у женщин находилось время и на работу, и на детей: Наталья Голованова, руководитель Исследовательского центра рекрутингового портала «Superjob.ru»: Юлия Анисимова, руководитель проектов компании «Consort Group»: Владимир Якуба, старший партнёр компании «Tom Hunt»: |
Светлана Башурина
Friend me:
« Трудно ли быть эко: работа в «зелёном» формате | Главная | Квартирный вопрос: в поисках подмосковного счастья »