трудно ли быть эко: работа в "зелёном" форматеЗападный тренд «зелёный офис»/"эко-офис" потихонечку начинает пускать свои корни и в России. С этим понятием сталкивалось большинство российских компаний, однако внедрять на практике эко-идеи в них не торопятся. Пионерами в этом направлении в основном становятся российские представительства зарубежных компаний. Ряды «наших» первопроходцев пока малочисленны: в них только начинают присматриваться к экологическим веяньям в бизнесе.

Если на Западе интерес к экологическому строительству появился ещё где-то в 70-х годах прошлого века, то в России тему «эко-офисов» активно стали обсуждать всего лишь пару-тройку лет назад. Что же скрывается под этим «зелёным» термином, и чем он так интересен? Итак, эко-офис представляет собой комплексную программу, включающую технические и мотивационно-образовательные мероприятия, которые помогают компаниям разработать внутреннюю экологическую политику и научить их бережно относиться к ресурсам офиса. По данным опроса Исследовательского центра кадрового холдинга «Империя Кадров», большинство российских компаний (66,7%) знакомо с этим понятием. Однако «знать» (о существовании термина) и «участвовать» (в программе) — это разные вещи.

Три эко-кита

Эко-программ, реализующихся в России не так уж и много. На сегодняшний день таких существует три: первая — «Зеленый офис» Гринпис России, вторая — «Живой офис» WWF, третья — «Эко-офис» бюро эко-решений «GreenUp» (у последней — если реализуется большая часть пунктов, то предлагается пройти процедуру международной сертификации в «Экологическом Союзе» (Санкт-Петербург) и получить эко-маркировку «Листок Жизни. Эко-офис», которая соответствует требованиям ISO 14024 и признана Global Ecolabelling Network (GEN)).

Что же собой представляют программы? К примеру, в рамках проекта «Зелёный офис» на сайте Гринпис Россия даются рекомендации, которые помогают снизить потребление ресурсов и уменьшить нагрузку на окружающую среду, а заодно и помогают экономить финансовые средства. Эффективность работы проекта «гринписовцы» проверили на своём московском офисе. В результате, по их оценке, внедрение программы не только помогло природе, но и сократило административные расходы организации на 12%. Помимо этого, Гринпис России в рамках своего проекта для всех желающих проводит бесплатные семинары на тему «озеленения» офиса. Между прочим, наполнение эко-программ может быть разнообразным. "В настоящее время «GreenUp» реализует составные части программы — эко-корпоративы и эко-праздники для компаний. Так из последнего — был проведён «Family Day» для компании «YIT»с эко-конкурсами, лекциями и весёлыми детскими играми. Сейчас полным ходом реализуется проект «100000 и 1 дерево с „GreenUp“ — Дерево в подарок!» В его рамках коммерческие компании могут подарить своим партнёрам эко-подарок к Новому Году — именное дерево. Саженцы будут высажены весною 2013 года близ города Сестрорецка, в 30 км от Санкт-Петербурга нашими силами или с помощью сотрудников компаний -  тогда это становится зелёным тимбилдингом", — рассказывает управляющий партнёр бюро эко-решений «GreenUp» Роман Саблин.

В общем и целом цель всех этих программ сводится к одному: снизить потребление энергии и ресурсов на содержание офиса. А за счёт снижения выброса вредных веществ в атмосферу каждый участник программы вносит свою лепту в защиту окружающей среды. Интересно, что с такой постановкой цели и расстановкой приоритетов согласны и участники опроса. Так, 44,4% респондентов считают, что основная цель, по которой компании присоединяются к программам эко-офисов, заключается в экономном отношении к природным ресурсам. Ещё 33,4% видят её в ответственном отношении к окружающему миру, а также в укреплении отношений и улучшению атмосферы в коллективе. 22,2% назвали сокращение расходов на содержание офиса.

Впрочем, участие в программе может быть обусловлено и другими причинами. «На мой взгляд, основная причина, по которой компании присоединяются к нашему проекту, связана с имиджем, — утверждает руководитель проекта „Зелёный офис“ Гринпис России Юлия Пронина. — Участие в проекте способствует созданию положительного имиджа любой компании среди своих клиентов, к тому же экологически ответственные организации получают ряд преимуществ. Ведь, согласитесь, что куда приятней иметь дело с представителями тех компаний, в которых руководство озабочено не только увеличением прибыли, но и состоянием окружающей среды. В тоже время это забота о наших будущих поколениях, так как наше сегодняшнее отношение к природе и „плоды“ нашей деятельности перейдут по наследству к нашим детям».

Помимо цели, также любая программа имеет свои преимущества и недостатки. Если составить топ-рейтинг, опираясь на мнение HR-специалистов, полученное в ходе опроса, то он будет выглядеть так:

Преимущества эко-концепции для деятельности самой компании:

1) Имидж компании (19,7%).
2 — 4) Современность компании (9,9%).
2 — 4) Мотивированный персонал (9,9%).
2 — 4) Экономия и результативность сотрудников (9,9%).
5) Здоровый образ жизни сотрудников (7,9%).
6 — 7) Позитивный HR-бренд и повышение лояльности сотрудников к компании (6,6%).
6 — 7) Отдельный сбор бумаги и дальнейшая переработка (6,6%).
8) Облегчённость выхода на внешние рынки (6,5%).
9 — 10) Сплочённость коллектива (5,3%).
9 — 10) Экономия средств (5,3%).
11) Репутация (4,6%).
12 — 13) Социальная ответственность (3,9%).
12 — 13) Меньше больничных (3,9%).

Преимущества эко-концепции для жизни и работы персонала компании:

1) Здоровая рабочая атмосфера (17%).
2) Социальная ответственность (15,4%).
3) Статус компании (13,2%).
4) Сознательность персонала/ответственность (8%).
5) Разумный подход к жизни и к работе (7,6%).
6 — 7) Здоровая окружающая среда (5,9%).
6 — 7) Хороший микроклимат в коллективе (5,9%).
8) Развитие личности (5,3%).
9 — 12) Сплочённость персонала (3,3%).
9 — 12) Тренд (3,3%).
9 — 12) Новые стандарты жизни (3,3%).
9 — 12) Переключение внимания на важные вопросы, не связанные с работой (3,3%).
13) Экономия (3,2%).
14) Дополнительная ценность для сотрудников (2%).
15 — 16) Развитие культуры (1,3%).
15 — 16) Лояльность (1,3%).
17) Бережное отношение к природе (0,7%).

Недостатки «экологической» корпоративной политики:

1) Отсутствие должной информированности о состоянии среды (33,4%).
2) Отвлечение от основной деятельности (30,4%).
3) Затруднённая мотивация персонала (23%).
4) Халатное отношение к экологии (16,4%).
5) Невозможность закрепить на уровне сознания (10,4%).
6) дополнительные затраты на обеспечение политики (9,9%).
7) Сложно измерить эффект (6,6%).
8) Вторжение в частную жизнь (3,3%).
9 — 10) Поддержка со стороны топ-менеджмента (1,3%).
9 — 10) Неразвитость в России (1,3%).

Отчасти с этим согласны и эксперты. «На мой взгляд, преимуществ от реализации программ — много. Я назову только несколько: программа „Эко-офис“ является одним из достаточно простых и необходимых шагов к реализации экологической политики, как компании, так и государства. Экологически ответственный имидж компании среди своих клиентов и партнёров становится реальным рыночным преимуществом конкретной компании и помогает экономить на содержании офиса. И, наконец, мероприятия программы повышают эффективность системы управления персоналом и, в свою очередь, увеличивают работоспособность персонала и его сплочённость. Недостатками программы могут стать так называемые „перегибы“ данной концепции, которые связаны с отсутствием разъяснительной работы среди персонала, стремлением арендодателей заработать как можно больше на помещениях с программой „эко-офисы“ и т.д.», — полагает руководитель направления «ИТ и Телекоммуникации» кадрового холдинга «Империя Кадров» Алевтина Гаврюшина.

Нас мало, но мы в... «зелёном»

А теперь от слов можно плавно переместиться к конкретным результатам. По данным опроса Исследовательского центра кадрового холдинга «Империя Кадров», компании, так или иначе, почувствовали на практике свою причастность к «зелёным». 21,1% из них применяла в офисе энергосберегающие лампы. 17,1% компаний занималось «озеленением» офиса. 16,4% — занималось сбором мусора в раздельные контейнеры. 15,8% — использовало материалы из вторичного переработанного сырья. 12,5% — организовывали корпоративные выезды для сбора мусора и облагораживание городских парков. 8,6% — использовало посуду из перерабатываемого материала на замену пластиковой. 5,9% — применяло ионизаторы воздуха.

Любопытной будет и следующая цепочка опросных «циферок». Так, по мнению подавляющего большинства HR-менеджеров (85,4%), сотрудников компаний необходимо мотивировать к активному участию в программах «эко-офиса». И тут же специалисты предлагают много всяких-разных способов как это лучше сделать. 17,4% опрошенных делают ставку на корпоративные мероприятия. 15,4% — считают, что должна быть завязка мотивационных схем на экономном использовании ресурсов. 11,5% — предлагают посвящать эко-направлению один короткий день в неделю. 10,9% — уверены, что для мотивации сотрудников нужны другие условия работы. 10% — рассчитывают на установление комфорта во всём. 9,5% — предлагают регулярно информировать сотрудников о целях эко-программ. 9% — полагают, что необходимо делать подарки или выплачивать премии за лучшие достижения в поддержке «зелёной» политики. 8,7% — видят необходимость в установлении сберегающих систем. 7,6% — делают акцент на важности сохранения экологии для наших детей. Однако когда речь заходит о развитии программ «эко-офиса» в рамках корпоративной культуры, только 37,5% респондентов отмечают, что их компании планируют этим заниматься.

Выходит, что на деле компаний, которые активно реализуют программы «эко-офиса», не так уж и много. Например, в проекте «Зелёный офис» Гринпис России, по словам Юлии Прониной, поучаствовало более 150 компаний. «На данный момент хотелось, чтобы большее количество российских компаний принимало активное участие в программах „эко-офиса“. Под активным участием, в первую очередь, я понимаю воплощение в жизнь идей экономного отношения к окружающей среде, не просто декларирование, но и активное внедрение в жизнь мероприятий, призванных помочь компаниям разработать внутреннюю экологическую политику и научиться бережно относиться к ресурсам офиса», — замечает Алевтина Гаврюшина. По её мнению, программы «эко-офиса» на сегодняшний день охватывают компании, работающие  различных сферах деятельности: от крупных медийных агентств до промышленных предприятий. «Но пока, в основном, это российские офисы иностранных компаний», — подчёркивает она. «„Эко-офис“ — большая и многослойная программа, и не все российские компании понимают важность и необходимость экологизации офиса, не все готовы менять привычные механизмы работы. Поэтому уже год у нас идут переговоры с рядом компаний, которым эко-офис интересен, но его внедрению сопротивляется бюрократия и „туннельное мышление“ сотрудников», — добавляет Роман Саблин.

Чем же можно объяснить столь вялую эко-активность компаний? «Внедрение программ „эко-офиса“, как введение нового продукта, повлечёт за собой внедрение новых стандартов, политик и т.д. Но период внедрения — это всегда трудоёмкий и неоднозначный процесс в любой компании», — утверждает Алевтина Гаврюшина. От себя добавим, что на малой эко-активности может сказываться страх или нежелание каких-либо резких изменений в привычном порядке работы. Плюс финансовый аспект: реализация любой программы требует денежных затрат. Не все готовы на это тратить средства. С другой стороны, потраченные финансовые ресурсы со временем могут окупиться, и в перспективе реализация программы выльется в большой «плюс», который в дальнейшем их же (финансы) и сэкономит.

Для тех, кто боится или сомневается, стоит привести пару-тройку наглядных примеров того, как обычный офис превращается в «зелёный». «За прошедший год мы убедились, что для нас „зелёный офис“ — это, прежде всего, подход к управлению компанией, основная особенность которого заключается в эффективной работе с используемыми ресурсами. Мы были первыми в России, кто получил эко-маркировку „Листок Жизни. Эко-офис“. За год мы собрали парк велосипедов для 30 наших сотрудников, внедрили беспроводные технологии передачи изображения на экран, ввели электронную финансовую систему и регламент пользования принтерами для студентов, сдали в переработку 1300 кг макулатуры и 400 кг стекла. Также мы запустили зелёную издательскую программу, выпустили первую печатную книгу (в этом планируем ещё 2), напечатанную на эко-бумаге. Также мы начали выпуск цифровых книг, чтобы дать возможность читать на электронных носителях», — рассказывает директор открытых программ Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Екатерина Гиршина.

Ещё один пример — спортивной направленности. "Офис АНО «Оргкомитет „Сочи — 2014“ получил сертификат „Листок Жизни. Эко-офис“ и активно внедряет политику „зелёного офиса“: внедрён комплекс информационных систем, позволяющий экономить время сотрудников и бумажные ресурсы; большое внимание уделяется вопросам энерго- и ресурсосбережения; организована закупка бумажных изделий от сертифицированных FSC поставщиков; установлены приборы вентиляции, отопления и кондиционирования, управляемые индивидуально с помощью электронных табло и пультов; всё уличное освещение представлено светодиодными фонарями; офисные здания оборудованы всеми необходимыми устройствами для людей с ограниченными возможностями; в будущем планируется организация стоянки для велосипедов», — сообщает Алевтина Гаврюшина. По её словам, все эти меры позволяют осуществлять «экономичный подход» к использованию средств офиса и охрану окружающей среды, а также повысить работоспособность и эффективность деятельности сотрудников офиса.

В каком работать офисе: обычном или «зелёном» — каждый решает сам для себя...

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site