борьба с инфляцией и ростом цен: экономим по-крупномуЗа последние несколько лет благосостояние россиян улучшилось. Это подтверждают и данные Росстата, и опрос исследовательского холдинга «Ромир». Последний говорит о том, что россияне перестали бояться инфляции и роста цен. Согласно данным опроса, экономия респондентов на еде и самом необходимом заметно сократилась. В тоже время они стараются меньше тратить на дорогостоящие приобретения. Однако эксперты не советуют откладывать «в долгий ящик» совершение крупных покупок и, вместе с тем, предлагают задуматься о защите своего семейного бюджета с помощью финансовых инструментов сбережения.

Финансовое положение россиян в последние годы заметно улучшилось. Об этом свидетельствуют данные Росстата. Так, если по итогам I квартала 2008 года среднедушевой доход населения составлял 12278,1 рублей в месяц, то в IV квартале 2011 года он поднялся до 24289,9 рублей в месяц. В тоже время уменьшилось число россиян, доходы которых были ниже величины прожиточного минимума. Если в 2005 году, по данным Росстата, таких насчитывалось порядка 25,2 млн. человек (17,7% от общей численности населения), то по итогам 2011 их количество сократилось до 18,1 млн. человек (12,8% от общего числа россиян). Несмотря на всю положительную динамику этого показателя, его цифры продолжают оставаться впечатляющими.

Улучшения в благосостоянии россиян отмечают и эксперты. «Реальные располагаемые доходы населения очень быстро росли до 2008 года, но и после мирового кризиса они продолжили свой рост, правда, более умеренными темпами. Если до кризиса, в среднем, рост в год превышал 10%, то в последние годы речь идёт про темп роста 3% в год. В отличие от многих стран, рост уровня жизни продолжается. Правда, есть ещё и структурное отличие: до кризиса рост доходов обеспечивался ростом доходов в частном секторе, после кризиса главным фактором роста становятся индексации выплат и зарплат в бюджетном секторе», — утверждает главный экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова. «Несмотря на то, что реальные доходы россиян росли гораздо медленнее номинальных, за последние семь лет благосостояние населения, несомненно, увеличилось», — соглашается партнёр BDO в России Елена Хромова.

Впрочем, положительные тенденции заметили и сами россияне. К примеру, многие из них стали спокойней относиться к инфляции и постоянному повышению цен. Экономить они не перестали, однако рамки жёстких ограничений стали носить более размытый характер. Можно сказать, что население поослабило затянутые пояса. «Наше население перестало бояться инфляции и роста цен, так как все привыкли, что вслед за инфляцией индексируются социальные выплаты и зарплаты. Низкий уровень безработицы также способствует ощущению стабильности, — отмечает к.э.н., руководитель отдела бизнес-оценки АКГ „ФинЭкспертиза“ Александр Дорофеев. — В таких условиях уже не приходится экономить семейный бюджет на самом необходимом. Это, безусловно, не означает, что абсолютно все чувствуют себя стабильно, но такая тенденция присутствует».

Этот факт подтверждает и оптимистичная динамика, наметившаяся по большинству показателей, полученных в ходе опроса исследовательского холдинга «Ромир». Если в 2005 году 17% россиян отмечало, что из-за роста им приходится отказываться от некоторых продуктов питания, то сейчас этот показатель сократился до 8%. При этом в опросе подчёркивается, что в низкодоходной группе на продуктах питания экономят 17% респондентов, в других же группах их число не превышает 4 — 7%. В 2005 году реже покупали одежду и меньше тратили на развлечения 25% участников опроса, сейчас их количество уменьшилось до 23%. Ещё один оптимистичный момент связан с группой граждан, которые достаточно зарабатывают и ни в чём себе не отказывают. Если 7 лет назад их было только 5%, то сейчас их число увеличилось в 3 раза, до 15%.

По мнению Натальи Орловой, положительная динамика, с одной стороны, связана с продолжающимся ростом доходов населения, и, с другой стороны, с тем, что после кризиса этот рост доходов сконцентрировался в сегменте занятых в бюджетной сфере, то есть как раз обеспечил защиту наименее обеспеченных слоёв населения в период кризиса. По словам Елены Хромовой, на положительную динамику результатов опроса влияет рост реальных доходов населения и сокращение количества людей, живущих за чертой бедности.

Стоит отметить, что картина расходных приоритетов россиян за последние 7 лет несколько изменилась. Раньше, например, 37% респондентов перераспределяли семейный бюджет в пользу увеличения трат на еду и самое необходимое, и при этом лишь 14% отказывались от дорогостоящих покупок (бытовой техники, путешествий и т.д.). Сейчас же по этим двум показателям сложилась обратная ситуация: только 20% признались, что они по-прежнему являются сторонниками первого варианта, и уже до 27% возросло число тех, кто считает себя приверженцем второго варианта.

Чем же это объясняется? Наталья Орлова полагает, что такая ситуация просто отражает рост уровня жизни и тот факт, что на продукты питания у среднестатистического респондента денег сейчас хватает. То, что структура потребления меняется, и расходы на предметы первой необходимости и еду составляют меньшую долю бюджета россиянина по сравнению с 2005 годом, отмечает и Елена Хромова. «Именно поэтому меньшему количеству семей приходится ограничивать себя в самом насущном. Кроме того, доступность кредитных средств, с одной стороны, облегчила покупку дорогостоящих предметов, с другой стороны, на фоне кризисных ожиданий покупки в кредит становятся менее желательными для домохозяйств, поскольку увеличивается риск потери дохода», — добавляет она.

Александр Дорофеев считает, что за последние 7 лет доля расходов граждан на продукты питания снизилась незначительно, так как они дорожали быстрыми темпами. В тоже время многие группы товаров стали доступнее: бытовая техника, автомобили, одежда. «Этому способствовал технологический прогресс, позволивший уменьшить удельные производственные издержки, из-за чего цены на промышленные товары росли намного медленнее инфляции. Например, ещё 15 лет назад сотовый телефон был роскошью, и его цена была высокой по отношению к зарплате, а сейчас никого им не удивишь. Такая же ситуация с автомобилями. В итоге население получило возможность приобретать больше промышленных товаров на доходы, оставшиеся после покупки продуктов питания и оплаты коммунальных услуг, и это усилило ощущение благополучия и комфорта», — поясняет он.

Увеличение за последние 7 лет доли «отказников» от дорогостоящих покупок может говорить, как и о переизбытке у части россиян этих самых покупок, так и о потребности пересмотра трат в пользу более необходимых. «По мере насыщения граждан компьютерами, телефонами, телевизорами, автомобилями и одновременно с повышением финансовой грамотности у них должна появляться тяга к инвестированию, вложению денег во что-то доходоприносящее, и движение в этом направлении уже заметно, — уверен Александр Дорофеев. — При таком подходе спасение семейного бюджета от роста цен может заключаться в замене покупки предметов потребления финансовыми инструментами, растущей в цене недвижимости и пр. Это уже следующая ступенька общественной экономической зрелости».

Вопрос о финансовой грамотности россиян здесь поднят не зря. «Основной реакцией на изменение темпов инфляции является не столько изменение структуры доходов, сколько изменение доли сбережений в структуре доходов. Иными словами, когда инфляция ускоряется, то население предпочитает активнее тратить средства, а не сберегать, так как стоимость сбережений всё равно съестся инфляцией. Изменение структуры расходов является скорее второстепенной реакцией на инфляцию», — замечает Наталья Орлова. Однако, по мнению экспертов, с инфляцией и ростом цен стоит не только бороться, но и грамотно защищаться от их влияния. «Не стоит откладывать крупные покупки, поскольку при росте инфляции сбережения обесцениваются слишком быстро. Средства стоит вкладывать в ликвидные активы, а не хранить в кубышке», — советует Елена Хромова. По мнению Александра Дорофеева, для защиты семейного бюджета от инфляции и роста цен одной активной позиции граждан будет недостаточно. Нужна также и инициатива «сверху». «На мой взгляд, удовлетворённость своими доходами, главным образом, вырастет не из-за их повышения, а за счёт снижения социальной дифференциации через выравнивание зарплат в разных социальных группах, что сейчас пытается сделать правительство. Ведь, чтобы оценить своё благосостояние, человек сравнивает себя, прежде всего, с окружением, а пока среди „соседей“ есть кто-то, кто богаче и успешнее, то неудовлетворённость доходами останется», — заявляет он.

Ответ на вопрос о том, как сохранить положительную динамику борьбы с инфляцией и ростом цен, довольно-таки прост. Это возможно только в том случае, если россияне не только будут экономить и грамотно распределять свои расходы, но и научатся  и грамотное распределение расходов, но и будут грамотно управлять своими доходами, сберегать их и грамотно инвестировать, получая за это дополнительный «бонус».

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site