В жизни бывает всякое, и не всегда рабочее время тратится только на работу. Здесь имеют место быть личные вопросы и проблемы. По данным Исследовательского центра портала «Superjob.ru», большинство сотрудников и руководителей считают, что решение личных вопросов в рабочее время благотворно сказывается на эффективности работы в коллективе. Однако эксперты советуют не слишком злоупотреблять таким временем на личные нужды.
Наверняка, у многих бывали случаи, когда им приходилось отрываться от рабочего процесса и жертвовать данное время на решение возникших личных проблем. И по-другому поступить никак нельзя: как назло организации, способные разрешить сложившуюся ситуацию, работают примерно в тоже самое время. Каждый, столкнувшийся с подобными обстоятельствами, задавался извечным вопросом: «Что делать?».
«Строго говоря, рабочее время целиком принадлежит работодателю. По идее, сотрудник должен на восемь часов забыть о личных проблемах и заниматься только делами компании, — говорит руководитель Исследовательского центра рекрутингового портала „Superjob.ru“ Наталья Голованова. — Однако наше исследование в очередной раз подтвердило, что жизнь сложнее набора правил: по мнению большинства работников и менеджеров по персоналу возможность иногда отвлечься и в рабочее время заняться решением личных вопросов повышает продуктивность труда».
Такую позицию, по данным опроса Исследовательского центра портала «Superjob.ru», разделяет 56% сотрудников. При этом в её справедливости «на все сто» уверены 18%, а 38% больше склоняются именно к подобной трактовке. «Нерешённые личные проблемы мешают сосредоточиться на работе. У каждого человека возникают такие трудные ситуации, решить которые нужно немедленно. Если руководитель, даже очень строгий, имеет при этом доброе сердце, он сможет разрешить такие вопросы. Как только проблема личного характера решается, продуктивность труда резко повышается, — комментирует учитель начальных классов из Ульяновска. — Это очень важно для всех: и для руководителей, и для подчинённых». «Все организации и поликлиники работают с 8 до 17 часов. У работника бывают такие ситуации, что необходимо в поликлинику с ребёнком сходить или заплатить за электричество (а то свет отключат). Сделав дела, он будет работать на 100%», — добавляет уборщица из Омска. «При современном желании работодателей видеть человека на рабочем месте порой до 20 часов вечера у человека не остаётся времени на редкие безотлагательные дела, требующие внимания именно в рабочее время... Ведь чиновники и прочие, как правило, до 20 часов не засиживаются, а чаще всего их и в 16:00 уже не застанешь...», — присоединяется специалист отдела продаж из Благовещенска. «Должен быть баланс между основным рабочим временем и личным. Большое количество личного времени, наоборот, снижает продуктивность. Но всё же возможность переключиться на свои дела освежает мыслительный процесс», — считает ведущий инженер из Ростова-на-Дону.
За возможность решить некоторые дела в рабочее время выступает и 60% HR-специалистов. При этом стоит отметить, что 17% поддерживают её безоговорочно, а 43% склонны её принять. Причин такого отношения тут может неколько. Одни считают, что это благоприятным образом скажется на лояльности сотрудников к компании. «Когда работник видит, что руководство компании думает и о его личных интересах, то с благодарностью отдаёт себя работе»; «Люди становятся более лояльными к компании и, следовательно, работают с большей отдачей», — отмечают они. Другие видят в этом острую необходимость, иначе рабочий коллектив расклеится от нерешённых личных проблем. «Нельзя заставить людей игнорировать семейные дела, от этого страдает их семья и личная жизнь, что приводит к наличию в офисе несчастных сотрудников. Тыл должен быть крепкий», — подчёркивают они. Третьи допускают такую возможность, но в разумных пределах. «В некоторых компаниях запрещено даже проносить сотовые телефоны. Это не совсем правильно. Ведь бывают разные жизненные ситуации, например, надо в рабочее время проконтролировать ребёнка-школьника или решить какие-то бытовые проблемы. Работник будет всё время думать о проблеме, а не о работе, что скажется на его производительности. Я считаю, что можно разрешить работнику решать личные вопросы в рабочее время в разумных пределах»; «В зависимости от того, какой процент составляет личное время в соотношении с рабочим. Если не более 5 — 10%, то мой ответ да», — размышляют они.
Наши эксперты также разделяют позицию большинства. «Действительно, у каждого из нас иногда возникают обстоятельства, требующие немного рабочего времени и личного участия. Сможет ли эффективно работать, к примеру, сотрудник, попавший в ДТП и нервничающий из-за невозможности своевременно посетить страховую компанию? Или молодая мама, которой нужно показать ребёнка к врачу? Ответ очевиден: в таком состоянии говорить о настоящей вовлечённости в рабочий процесс не приходится. Поэтому пусть лучше работник уладит свои дела и спокойно включается в общее дело», — рассуждает Наталья Голованова. «Поскольку речь идёт о людях, а не о роботах, то, безусловно, нормальный человек не может заниматься только работой, не отвлекаясь, — добавляет директор проектов компании „Consort Group“ Ирина Щавинская. — Если процент времени, потраченный на „личные“ дела, не превышает 10 — 15%, то это не столько допустимо, но и желательно, так как в остальное время сотрудник будет работать более интенсивно и его эффективность повысится». По её словам, такая возможность способствует тому, что человек на работе реализуется не только в профессиональном плане как специалист, но и в социальном — при общении с коллегами. «Что бы ни говорили, но нет ни одного сотрудника, который не решал бы личные вопросы в течение рабочего дня, да ещё и без ущерба рабочему времени. Любое отвлечение, конечно, сказывается на трудовой деятельности, но если сотрудник нацелен на результат, то, потратив час времени на решение своих личных вопросов, он задержится на работе, доделает свои задачи, и это не отразится негативно на результате, — продолжает тему руководитель направления „Retail“ кадрового холдинга „Империя Кадров“ Екатерина Ананьева. — Стоит заметить, что законодательство всё же закрепляет за работниками право отлучаться с работы, но лишь в исключительных случаях. Допустимы решения каких-либо дел, связанных с посещением официальных инстанций, крупные семейные события, а также необходимость в медицинской помощи. А при нормальном положении дел случается так, что и руководитель идёт навстречу личной просьбе сотрудника».
Тех, кто против смеси «личного» в «рабочем», меньше, но, тем не менее, они — есть. Такую позицию одобряет 44% сотрудников. При этом 12% категорично убеждены в том, что рабочее время никак нельзя тратить на личные дела. «На работе надо заниматься работой!», — заявляет бухгалтер из Стерлитамака. «Личные вопросы надо решать после работы или в выходные», — поддерживает заведующая производством из Екатеринбурга. «На работе надо работать, а своим личным делам посвящать свободное от работы время. Тогда и работа будет спориться, и домашние дела не пострадают. А продуктивность возрастает тогда, когда работе отдаёшься полностью», — дополняет водитель из Саратова.
Такую позицию разделяют и 40% менеджеров по персоналу. При этом 11% абсолютно уверены в своей правоте. «Вы что? Какие личные вопросы в рабочее время? Это станет правилом, и рабочего времени не будет вовсе»; «Сферу личных дел контролировать невозможно, а личная жизнь — это всегда эмоции (и не только положительные), которые мешают работе», — возмущаются они. Впрочем, некоторые HR-менеджеры из них готовы иногда пойти на уступки. «Личные проблемы есть всегда. На рабочем месте нужно думать о работе и правильно планировать её. А если останется время, то можно решить и личные вопросы», — заявляют они.
Отрицательное отношение части сотрудников и эйчаров к личным вопросам в рабочее время вполне объяснимо. По словам экспертов, нередки случаи, когда сотрудники злоупотребляют лояльностью руководства и в рабочее время выполняют чаще те личные дела, которые можно сделать и в свободное время. «Постоянная переписка в социальных сетях, бронирование билетов в кино через интернет, болтовня по телефону, планирование отпуска — в результате постепенно грань между рабочим и личным временем стирается. „Минутка отдыха“ постепенно оборачивается часами — едва ли в таких условиях можно говорить о повышении продуктивности труда», — замечает Наталья Голованова. И тут нужно задаться вопросом: «Почему?». Ответ на этот вопрос поможет разобраться в ситуации и, возможно, искоренить проблему. Первый вариант, по мнению специалиста, связан с тем, что сотрудник недостаточно мотивирован на работу, и ему попросту стало неинтересно. Второй — в компании недостаточно отлажены бизнес-процессы, в противном случае он был бы лично заинтересован в эффективности своего труда и не тратил бы время попусту. «На мой взгляд, решение личных вопросов в рабочее время допустимо лишь эпизодически, тогда, когда это действительно необходимо работнику», — заключает Наталья Голованова.
Отсюда вывод напрашивается только один: «Тратьте своё рабочее время с умом и только на те личные вопросы, которые в другое время никак нельзя решить, только сейчас, в рабочее время, а иначе произойдёт личная драма/катастрофа. „Ерундистикой“ увлекаться не стоит — это будет грозить в лучшем случае нареканиями со стороны, а в худшем — история умалчивает (всё будет зависеть от конкретной ситуации)...».
Светлана Башурина