собеседование: "золотая середина" где-то рядом...Собеседование — это ответственное мероприятие для соискателя. На нём ему необходимо не только рассказать о себе, своих лучших качествах, проявить себя с лучшей стороны, но и показать свою заинтересованность в новой работе. В тоже время не стоит перегибать палку: чрезмерно себя восхвалять или, наоборот, недооценивать свои возможности — это может отрицательно сказаться на решении HR-менеджера. Главное выбрать правильную линию поведения. Разобраться в её тонкостях и найти ту самую «золотую середину» интернет-журналу «Деньги и Карьера» помогли эксперты, а также данные опроса компании «HeadHunter».

Для начала давайте разложим все моменты по полочкам, а потом выясним: «Какая же она, та самая „золотая середина“, и как её достичь?». Мнение экспертов здесь будет не лишним. «Мне важно, чтобы во время собеседования у кандидата с рекрутёром был диалог, а не опрос или, что ещё хуже, монолог кандидата. На мой взгляд, собеседование должно проходить в ключе позитивной беседы, в ходе которой работодатель должен узнать всё необходимое о кандидате, а соискатель должен представить себя в выгодном свете», — считает руководитель направления «ИТ и Телекоммуникации» кадрового холдинга «Империя Кадров» Алевтина Гаврюшина.

Однако представление о том, как соискателю на собеседовании лучше подчеркнуть свои достоинства, у HR-специалистов разное. По данным опроса компании «HeadHunter», 41% из них отметил, что не против, если кандидат самостоятельно раскроет свои выигрышные стороны. Ещё 51% респондентов добавил, что при этом не мешало бы раскрыть и свои слабые стороны, промахи и неудачи, случившиеся с ним на предыдущем месте работы. При этом 45% менеджеров по персоналу считают, что их собеседник сам должен рассказать о достижениях, значимых умениях и выигрышных сторонах. Примерно столько же (48%) уверено в том, что лучше дождаться соответствующего вопроса от интервьюера. И только для 4% подобного рода информация не более, чем хвастовство со стороны соискателя.

Как бы то ни было, но рассказать о себе кандидату в любом случае придётся. Самостоятельно или нет, всё зависит от формулировки вопроса и от того, насколько человек чувствует себя уверенно на собеседовании. Самый распространённый вариант, по мнению экспертов, звучит так: «Расскажите о ваших достоинствах и недостатках». Однако и он, по ходу дела, может видоизменяться. «Кому-то предлагают назвать три своих плохих качества и три хороших, других просят описать свойства личности, которые мешают или помогают им в построении карьеры. Вариантов того, как именно формулируют этот вопрос рекрутёры, множество, — рассказывает руководитель Исследовательского центра портала „Superjob.ru“ Наталья Голованова. — В данном случае претенденту на вакансию важно понимать, что, спрашивая о его достоинствах и недостатках, специалист по подбору персонала хочет узнать, насколько зрелый человек сидит перед ним, какова его самооценка, умеет ли он конструктивно работать, в том числе и над собой». Вопросы о недостатках не должны смущать кандидатов. Не стоит их бояться и пасовать перед ними. «Прежде всего покажите, что какими бы ни были ваши недостатки, вы работаете над их исправлением и умеете их компенсировать. Во-вторых, подумайте, насколько качества, о которых вы собираетесь поведать рекрутёру, создадут вам конкурентное преимущество перед другими кандидатами. К примеру, не стоит указывать на свои лидерские качества там, где в них нет необходимости», — советует Наталья Голованова.

И если о недостатках, как показывает практика, россияне не особо любят говорить, то о достоинствах, наоборот, порой уж слишком много и чрезмерно. Нарушать границу и перегибать палку в этом случае не рекомендуется, иначе чревато последствиями. Так, практически каждый второй (54%) респондент признался, что ему приходилось отказывать претендентам на вакансию, когда те пытались чересчур рьяно себя преподнести. Замечают HR-специалисты и те моменты, когда в процессе самопрезентации кандидаты приукрашивают свои навыки и умения. Правда, не всегда они об этом говорят вслух. Реагирует на это и уличает во лжи только каждый пятый (19%) эйчар. Большинство же предпочитает делать для себя соответствующие выводы, способные повлиять на принятие окончательного решения в пользу зачисления на работу или отказа от него. Примечательно, что ради стоящего профессионала многие HR-менеджеры готовы закрыть глаза на его маленькую ложь.

Впрочем, на практике встречается и совершенно обратная ситуация, когда кандидаты просто недооценивают себя. 74% опрошенных отметили, что такие случаи — не редкость. Практически каждый третий (30%) менеджер по персоналу признался, что неоднократно пользовался моментом и «покупал» претендента за меньшие деньги, чем он того на самом деле заслуживал. Таким застенчивым кандидатам совет может быть только один — действовать от противного: «Не стоит скромничать, нужно знать себе цену, и пусть другие также ценят вас».

Во время собеседования разговор не зацикливается только на одном человеке, он может коснуться разных тем. В этом случае специалисты подчёркивают, что важно не что говорить, а как. «Опираясь на обширную практику общения с кандидатами, могу с уверенностью сказать, что надо быть непринуждённым, но не нахальным, спокойным, но не самоуверенным, дружелюбным, но не фамильярным. То есть всегда придерживаться правила „золотой середины“ и стандартов делового общения и делового этикета. При таком общении соискатель обязательно произведёт положительное впечатление на специалиста по кадрам. Но при этом не стоит забывать и про вербальное общение», — делится опытом Алевтина Гаврюшина.

С содержанием беседы и манерой её ведения мы разобрались. Однако общее впечатление о человеке складывается не только на основе его слов. Также учитывается и внешний вид, поведение, предпринятые действия. Как же себя стоит вести, чтобы полностью раскрыться в рамках собеседования и показать с лучшей стороны? Эксперты советуют выбрать линию поведения под условным названием «принятия ситуации и собеседника». «Под такой формулировкой подразумевается не упускать из виду цель собеседования — познакомиться, рассказать о себе (не всё и не обо всём) и обязательно получить полную информацию о вакансии и деятельности компании», — говорит Алевтина Гаврюшина.

Если наш потенциальный соискатель учтёт все эти тонкости и возьмёт на вооружение пару-тройку дельных советов, то не исключено, что при встрече на собеседовании с HR-специалистом он достигнет желаемого результата. Главное, чтобы по ходу дела «наш кандидат» не совершил всяких-разных ошибок.

Типичные ошибки кандидатов на собеседовании:

а) по версии Натальи Головановой, руководителя Исследовательского центра портала «Superjob.ru»:
1) Опоздание. Если задерживаетесь по объективным причинам, то обязательно позвоните работодателю, извинитесь и объясните ситуацию.
2) Несоответствующий ситуации внешний вид. О том, что на собеседование нужно приходить в деловой одежде, написаны сотни статей, однако некоторые соискатели упорно являются на интервью с кричащим макияжем, яркой бижутерией или даже в рваных джинсах.
3) Неготовность ответить на простой вопрос: «Что Вы знаете о нашей компании?». Готовясь к собеседованию, обязательно изучите хотя бы ту информацию о работодателе, которая представлена на официальном сайте.
4) Критика бывшего начальства, коллег и политики компании.
5) Вы не показали работодателю своей заинтересованности в работе, готовности работать «с огоньком». С точки зрения рекрутёра, высокая внутренняя мотивация, — чрезвычайно сильная сторона кандидата. Подчас заинтересованность делом оказывается даже важнее профессионализма.
6) Неадекватность зарплатных ожиданий и неготовность к финансовым компромиссам.
7) Невежливое поведение с рекрутёром, звёздная болезнь.

б) по версии Алевтины Гаврюшиной, руководителя направления «ИТ и Телекоммуникации» кадрового холдинга «Империя Кадров»:
1) Внешний вид: слишком яркий выбор цветовой гаммы одежды, обилие косметики, сильный аромат парфюма.
2) Поведение: в случае, когда кандидату только задаются вопросы, то складывается впечатление, что информацию «вытягиваешь из него по крупицам»; излишняя фамильярность — кандидат переходит на «ты», при разговоре он не смотрит на собеседника, всё время отводит взгляд.
3) Общение: никогда не надо ругать предыдущих работодателей, коллег и т.д.

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Этот комментарий был оставленв Понедельник, сентября 17, 2012 в 3:25и оставлено в рубрике Карьера, Что мы думаем о ней.Вы можете следить за комментариями к этой статье с помощью RSS 2.0 feed.Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего собственного сайта.
1 Комментарий пока

  1. Fitzgerald onноября 11, 201217:48

    Great hammer of Thor, that is powerfully helpful!

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

Switch to our mobile site