Продуктивность трудовых будней можно рассматривать не только в разрезе нескольких часов рабочего дня, но и — времени года. Мнения россиян относительно сезонной эффективности разделились. Однако явным аутсайдером рейтинга, по данным опроса Исследовательского центра портала «Superjob.ru», стало лето. В этот период наблюдается затишье, спад деловой активности. Впрочем, для некоторых сфер деятельности летний сезон считается жарким как в прямом, так и в переносном смысле.
Времена года: пики трудовой активности
Опрос показал, что разные группы россиян выделяют разные времена года, когда они наиболее эффективно работают, выкладываются на все 100%. «Любой человек является частью природы, поэтому сезонные колебания в природе, так или иначе, в разной степени оказывают влияние на нашу работоспособность», — подтверждает руководитель направления «ИТ и Телекоммуникации» кадрового холдинга «Империя Кадров» Алевтина Гаврюшина. Колебания сказываются как на мнении сотрудников, так и на мнении их руководства. В результате получаются 2 взаимосвязанных рейтинга.
Лидером обоих рейтингов стала осень. Среди работников её назвали 29% россиян. «Комфортная температура для работы», — говорит водитель из Москвы. «Новые силы после отдыха», — добавляет продавец из Краснодара. Треть работодателей (34%) именно осень выделяет, как время года, когда персонал работает лучше всего. К примеру, некоторые из них считают, что на этот период приходится «основной наплыв соискателей-вахтовиков».
На втором месте оказалась зима. Её отметили 23% россиян. «Зимой повышаются наши продажи (сезон)», — заявляет менеджер по продажам из Москвы. По мнению продавца из Усолья-Сибирского, большое количество отпусков приходится на летний период, к тому же к зиме дачный сезон уже бывает окончен. «Зимой люди реже уходят в отпуск, поэтому эффективность труда их выше», — соглашаются 27% руководителей. Некоторые из них к тому же уверены, что именно на зиму приходится период внедрения инноваций.
Третье место в списке заняла весна. За неё проголосовало 15% сотрудников и 11% представителей компаний. «Наибольшая производительность труда, как правило, приходится на весенне-летний период. И это вполне естественно — солнышко светит, птички поют, сама природа вдохновляет на радостный и созидательный труд», — объясняет курьер из Москвы.
На последнем месте рейтинга разместилось лето. Его преимущества подчеркнул каждый десятый сотрудник и работодатель (по 10%). Их выбор определяется спецификой работы. «Чем длиннее световой день, тем выше производительность», — подтверждает менеджер по строительству из Липецка. «Люблю зной и пекло, а в холодную погоду чувствую какую-то вялость», — делится мнением водитель из Люберцов. Позиция руководителей ничуть не отличается. «У нас летом самый сенокос!», — говорят одни из них. «Производительность персонала выше летом, так как летом наиболее благоприятные условия для установки нашей продукции», — вторят им другие.
Такое восприятие времени года эксперты связывают с особыми часами, которые у каждого срабатывают по-разному. «Если лето является периодом традиционного отдыха в России, когда большинство людей позволяет себе расслабиться после холодной зимы и отдохнуть, то получается, что осень — это время повышения жизненных сил, активности и, соответственно, эффективности в работе. Но необходимо отметить, что у каждого человека есть свои „биологические часы“, как и у природы — смена времён года. И не всегда эти „часы“ могут совпадать», — отмечает Алевтина Гаврюшина. «Времена года, по нашим данным, действительно способны влиять на продуктивность работы, однако у каждого человека „сезонные часы“ работают по-своему, — поддерживает тему руководитель Исследовательского центра портала „Superjob.ru“ Наталья Голованова. — Однако это вовсе не означает, что колебания производительности труда настолько значительны, что, к примеру, весной или летом нельзя запускать новые проекты или реализовывать бизнес-идеи. Эффективность человека на рабочем месте гораздо больше зависит от его мотивации, от его внутренней заинтересованности, чем от погодных условий и продолжительности светового дня. Если перед специалистом стоят интересные задачи, если он грамотно мотивирован на их решение, то ему не помешает ни жара, ни холод».
Все сезоны хороши...
С такой позицией согласна и особая, пятая группа рейтинга. В неё вошло 23% сотрудников и 18% работодателей. В этой отдельной группе время года не влияет на эффективное выполнение трудовых задач. «Я трудоголик в любое время года!», — заявляет инспектор технологии производства из Михайловска. «Лето — это прекрасное время для дел. Осень — это прекрасное время для дел. Зима — это прекрасное время для дел. Весна — это прекрасное время для дел. Жизнь циклична. Будь в деле», — призывно вторит ему менеджер по продажам из Нефтеюганска. «Производительность моего труда не зависит от времени года. Это бывает, когда работа является хобби!», — полагает начальник бюро из Дзержинска. Не отстают от них с подобного рода заявлениями и руководители компаний: «Наш персонал готов к великим свершениям независимо от времени года!», «Всегда одинаково — они у нас программисты, любят свою работу, им интересно работать». К этой же «пятёрке» можно причислить и тех, кто в каждом сезоне видит какие-то недостатки, но, не смотря на это, продолжает работать. По словам консультанта-кассира из Омска, лучше всего ему работается в период с середины осени по февраль, так как голова не забита огородом, любовью и отпуском. «Плохо работать, когда потеешь или чересчур мёрзнешь. Всё остальное на работоспособность не влияет», — считает заместитель начальника из Екатеринбурга. «Зимой — праздники сплошные, летом — отпуска, весной — обострения, осенью — депрессия. Наверное, бывают дни в каждом из периодов, когда сотрудник берёт себя в руки и работает на результат», — поддерживают мнение руководители.
Летняя полярность
Отдельной строкой, ещё раз стоит сказать о лете, но уже в другом ключе. В ходе опроса не раз всплывала пара «лето — отпуск». В связи с этим относительно работы лето имеет как свои «плюсы», так и «минусы». Среди огромных «минусов» значится спад деловой активности. Его наличие в процессе работы ощущает каждый пятый сотрудник (22%). Причины неэффективности каждый называет свои. Головной болью для большинства из них (52%) является жара. «В жару очень трудно работать, так как чаще потеешь, голова болеть начинает», — считает специалиста технической поддержки из Екатеринбурга. «Жара повышает утомляемость в дневное время, плохой сон из-за душной погоды, — жалуется инженер-конструктор из Воронежа. — Ну, и настроение не такое позитивное: все по морям беззаботно отдыхают, а ты пашешь...» Заместитель директора магазина из Краснодара к этому добавляет: «Пробки по дороге домой в духоте — это просто издевательство, по возвращении домой отходишь от езды дольше, чем от работы».
Каждый третий (34%) связывает спад с желанием отправиться в отпуск. «Кто же летом работает? — удивляется специалист по сертификации из Москвы. — Надо купаться, загорать, ездить на шашлыки и рыбалку — не до работы». «Хочется отдыхать, загорать, веселиться, развлекаться и, наверное, это и объясняет, почему работоспособность в летний период намного ниже, чем в другие сезоны!» — размышляет менеджер по отгрузке товара из Дубны.
Для 8% респондентов заразителен пример их отдыхающих коллег. «В основном по причине того, что многие в отпуске, в том числе и начальники, и ведущие сотрудники... Это воспринимается как возможность расслабиться...», — поясняет инженер-электроник из Удомли. Для 7% отрицательно сказывается отсутствие кондиционера в офисе. 5% работников отмечают, что к лету у них накапливается усталость за год. Работоспособность 4% страдает из-за снижения объёмов работы и количества заказов. Для 2% россиян на первое место выходят заботы о даче. «Слишком хочется на дачу, все мысли — о девушках в купальниках», — признаётся главный менеджер из Санкт-Петербурга. По словам старшего оператора из Оренбурга, на ней много работы.
Кстати, большинство сотрудников (62%) летом не чувствуют каких-либо изменений в своей трудоспособности. «Летний период — отчётная пора, так что расслабляться некогда», — заявляет главный бухгалтер из Орска. При этом они не обращают внимание на жару и находят свои какие-то положительные моменты. «Летом работать, наоборот, легче — длинный световой день позволяет всегда оставаться бодрым, даже если случается недосып», — подчёркивает рекламист из Орехово-Зуево.
Любопытно, что с позиции работодателя вырисовывается несколько иная «картинка». Многие HR-специалисты (43%) отметили негативное влияние лета на рабочем процессе. Здесь список причин выстраивается в другой последовательности. Самая главная для большинства из них (53%) кроется в желании отдыхать. Для 30% её логичным продолжением становится то, что летом многие это желание реализуют. «Не успеваешь выполнять свою работу, а надо делать ещё и работу сотрудника, который в отпуске», — выражают недовольство они. Каждого пятого (22%) беспокоит жаркая погода: «Персонал работает от выходных до выходных. В летний период все ложатся спать позднее зимнего периода и, как следствие, не высыпаются. Особенно заметно это в четверг и пятницу»; «Хорошая погода, и сотрудники сразу начинают вдвое больше курить и намного дольше общаться на улице при входе в офис». Снижение объёма работы замечают 11% работодателей. «И производительность падает, и текучесть возрастает. У первых нет желания работать, когда за окном солнышко и прекрасная погода, а у вторых — дача, картошка, грибы и морошка». Следующими в списке числятся как раз заботы о даче, накопившаяся усталость за год и некомфортная температура в офисе. Их выделило по 5% руководителей. Адаптация после отпуска замыкает «восьмёрку» причин. О ней вспомнили 2%.
Интересно, что часть HR-менеджеров (40%) в главных «минусах» лета видит и «плюсы»: «Так как половина сотрудников в отпусках, остальные работаю за троих». «Те, кто ещё не был в отпусках, очень устали. Но работы много, снижать производительность труда чревато. С учётом замещения отдыхающих сотрудников темпы и объём работы и того выше, но справляемся», — уточняют они.
В целом, с получившейся «картинкой» согласен и наш эксперт. «Именно летом сотрудники большинства компаний планируют своё отсутствие на работе. И именно в это время сотрудники, остающиеся на работе, чаще выходят на обеденный перерыв в парк, поспешно собираются в конце рабочего дня на дачу, строят планы на выходные дни и отпуск или придаются воспоминаниям о нём. Естественно, такое положение касается не всех сфер бизнеса. Например, для туристического бизнеса летний период — самый „жаркий“», — подводит итог Алевтина Гаврюшина.
От себя же рекомендуем не сгорать на работе и грамотно распределять свои силы, чтобы их хватило на целый год, до очередного отпуска. А как это лучше сделать - посоветуют наши эксперты...
Советы экспертов по грамотному распределению рабочих сил в течение года: Наталья Голованова, руководитель Исследовательского центра портала «Superjob.ru»: Алевтина Гаврюшина, руководитель направления «ИТ и Телекоммуникаций» кадрового холдинга «Империя Кадров»: |
Светлана Башурина
Friend me:
« Кадровый захват: свой среди чужих, чужой среди своих | Главная | Трудовая инициатива бывает электронизована »
Комментарии
Этот комментарий был оставленв Воскресенье, сентября 9, 2012 в 22:31и оставлено в рубрике Карьера, Что мы думаем о ней.Вы можете следить за комментариями к этой статье с помощью RSS 2.0 feed.Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего собственного сайта.
Now I'm like, well duh! Truly thankful for your help.