сезонные ставки на эффективную работуПродуктивность трудовых будней можно рассматривать не только в разрезе нескольких часов рабочего дня, но и — времени года. Мнения россиян относительно сезонной эффективности разделились. Однако явным аутсайдером рейтинга, по данным опроса Исследовательского центра портала «Superjob.ru», стало лето. В этот период наблюдается затишье, спад деловой активности. Впрочем, для некоторых сфер деятельности летний сезон считается жарким как в прямом, так и в переносном смысле.

Времена года: пики трудовой активности

Опрос показал, что разные группы россиян выделяют разные времена года, когда они наиболее эффективно работают, выкладываются на все 100%. «Любой человек является частью природы, поэтому сезонные колебания в природе, так или иначе, в разной степени оказывают влияние на нашу работоспособность», — подтверждает руководитель направления «ИТ и Телекоммуникации» кадрового холдинга «Империя Кадров» Алевтина Гаврюшина. Колебания сказываются как на мнении сотрудников, так и на мнении их руководства. В результате получаются 2 взаимосвязанных рейтинга.

Лидером обоих рейтингов стала осень. Среди работников её назвали 29% россиян. «Комфортная температура для работы», — говорит водитель из Москвы. «Новые силы после отдыха», — добавляет продавец из Краснодара. Треть работодателей (34%) именно осень выделяет, как время года, когда персонал работает лучше всего. К примеру, некоторые из них считают, что на этот период приходится «основной наплыв соискателей-вахтовиков».

На втором месте оказалась зима. Её отметили 23% россиян. «Зимой повышаются наши продажи (сезон)», — заявляет менеджер по продажам из Москвы. По мнению продавца из Усолья-Сибирского, большое количество отпусков приходится на летний период, к тому же к зиме дачный сезон уже бывает окончен. «Зимой люди реже уходят в отпуск, поэтому эффективность труда их выше», — соглашаются 27% руководителей. Некоторые из них к тому же уверены, что именно на зиму приходится период внедрения инноваций.

Третье место в списке заняла весна. За неё проголосовало 15% сотрудников и 11% представителей компаний. «Наибольшая производительность труда, как правило, приходится на весенне-летний период. И это вполне естественно — солнышко светит, птички поют, сама природа вдохновляет на радостный и созидательный труд», — объясняет курьер из Москвы.

На последнем месте рейтинга разместилось лето. Его преимущества подчеркнул каждый десятый сотрудник и работодатель (по 10%). Их выбор определяется спецификой работы. «Чем длиннее световой день, тем выше производительность», — подтверждает менеджер по строительству из Липецка. «Люблю зной и пекло, а в холодную погоду чувствую какую-то вялость», — делится мнением водитель из Люберцов. Позиция руководителей ничуть не отличается. «У нас летом самый сенокос!», — говорят одни из них. «Производительность персонала выше летом, так как летом наиболее благоприятные условия для установки нашей продукции», — вторят им другие.

Такое восприятие времени года эксперты связывают с особыми часами, которые у каждого срабатывают по-разному. «Если лето является периодом традиционного отдыха в России, когда большинство людей позволяет себе расслабиться после холодной зимы и отдохнуть, то получается, что осень — это время повышения жизненных сил, активности и, соответственно, эффективности в работе. Но необходимо отметить, что у каждого человека есть свои „биологические часы“, как и у природы — смена времён года. И не всегда эти „часы“ могут совпадать», — отмечает Алевтина Гаврюшина. «Времена года, по нашим данным, действительно способны влиять на продуктивность работы, однако у каждого человека „сезонные часы“ работают по-своему, — поддерживает тему руководитель Исследовательского центра портала „Superjob.ru“ Наталья Голованова. — Однако это вовсе не означает, что колебания производительности труда настолько значительны, что, к примеру, весной или летом нельзя запускать новые проекты или реализовывать бизнес-идеи. Эффективность человека на рабочем месте гораздо больше зависит от его мотивации, от его внутренней заинтересованности, чем от погодных условий и продолжительности светового дня. Если перед специалистом стоят интересные задачи, если он грамотно мотивирован на их решение, то ему не помешает ни жара, ни холод».

Все сезоны хороши...

С такой позицией согласна и особая, пятая группа рейтинга. В неё вошло 23% сотрудников и 18% работодателей. В этой отдельной группе время года не влияет на эффективное выполнение трудовых задач. «Я трудоголик в любое время года!», — заявляет инспектор технологии производства из Михайловска. «Лето — это прекрасное время для дел. Осень — это прекрасное время для дел. Зима — это прекрасное время для дел. Весна — это прекрасное время для дел. Жизнь циклична. Будь в деле», — призывно вторит ему менеджер по продажам из Нефтеюганска. «Производительность моего труда не зависит от времени года. Это бывает, когда работа является хобби!», — полагает начальник бюро из Дзержинска. Не отстают от них с подобного рода заявлениями и руководители компаний: «Наш персонал готов к великим свершениям независимо от времени года!», «Всегда одинаково — они у нас программисты, любят свою работу, им интересно работать». К этой же «пятёрке» можно причислить и тех, кто в каждом сезоне видит какие-то недостатки, но, не смотря на это, продолжает работать. По словам консультанта-кассира из Омска, лучше всего ему работается в период с середины осени по февраль, так как голова не забита огородом, любовью и отпуском. «Плохо работать, когда потеешь или чересчур мёрзнешь. Всё остальное на работоспособность не влияет», — считает заместитель начальника из Екатеринбурга. «Зимой — праздники сплошные, летом — отпуска, весной — обострения, осенью — депрессия. Наверное, бывают дни в каждом из периодов, когда сотрудник берёт себя в руки и работает на результат», — поддерживают мнение руководители.

Летняя полярность

Отдельной строкой, ещё раз стоит сказать о лете, но уже в другом ключе. В ходе опроса не раз всплывала пара «лето — отпуск». В связи с этим относительно работы лето имеет как свои «плюсы», так и «минусы». Среди огромных «минусов» значится спад деловой активности. Его наличие в процессе работы ощущает каждый пятый сотрудник (22%). Причины неэффективности каждый называет свои. Головной болью для большинства из них (52%) является жара. «В жару очень трудно работать, так как чаще потеешь, голова болеть начинает», — считает специалиста технической поддержки из Екатеринбурга. «Жара повышает утомляемость в дневное время, плохой сон из-за душной погоды, — жалуется инженер-конструктор из Воронежа. — Ну, и настроение не такое позитивное: все по морям беззаботно отдыхают, а ты пашешь...» Заместитель директора магазина из Краснодара к этому добавляет: «Пробки по дороге домой в духоте — это просто издевательство, по возвращении домой отходишь от езды дольше, чем от работы».

Каждый третий (34%) связывает спад с желанием отправиться в отпуск. «Кто же летом работает? — удивляется специалист по сертификации из Москвы. — Надо купаться, загорать, ездить на шашлыки и рыбалку — не до работы». «Хочется отдыхать, загорать, веселиться, развлекаться и, наверное, это и объясняет, почему работоспособность в летний период намного ниже, чем в другие сезоны!» — размышляет менеджер по отгрузке товара из Дубны.

Для 8% респондентов заразителен пример их отдыхающих коллег. «В основном по причине того, что многие в отпуске, в том числе и начальники, и ведущие сотрудники... Это воспринимается как возможность расслабиться...», — поясняет инженер-электроник из Удомли. Для 7% отрицательно сказывается отсутствие кондиционера в офисе. 5% работников отмечают, что к лету у них накапливается усталость за год. Работоспособность 4% страдает из-за снижения объёмов работы и количества заказов. Для 2% россиян на первое место выходят заботы о даче. «Слишком хочется на дачу, все мысли — о девушках в купальниках», — признаётся главный менеджер из Санкт-Петербурга. По словам старшего оператора из Оренбурга, на ней много работы.

Кстати, большинство сотрудников (62%) летом не чувствуют каких-либо изменений в своей трудоспособности. «Летний период — отчётная пора, так что расслабляться некогда», — заявляет главный бухгалтер из Орска. При этом они не обращают внимание на жару и находят свои какие-то положительные моменты. «Летом работать, наоборот, легче — длинный световой день позволяет всегда оставаться бодрым, даже если случается недосып», — подчёркивает рекламист из Орехово-Зуево.

Любопытно, что с позиции работодателя вырисовывается несколько иная «картинка». Многие HR-специалисты (43%) отметили негативное влияние лета на рабочем процессе. Здесь список причин выстраивается в другой последовательности. Самая главная для большинства из них (53%) кроется в желании отдыхать. Для 30% её логичным продолжением становится то, что летом многие это желание реализуют. «Не успеваешь выполнять свою работу, а надо делать ещё и работу сотрудника, который в отпуске», — выражают недовольство они. Каждого пятого (22%) беспокоит жаркая погода: «Персонал работает от выходных до выходных. В летний период все ложатся спать позднее зимнего периода и, как следствие, не высыпаются. Особенно заметно это в четверг и пятницу»; «Хорошая погода, и сотрудники сразу начинают вдвое больше курить и намного дольше общаться на улице при входе в офис». Снижение объёма работы замечают 11% работодателей. «И производительность падает, и текучесть возрастает. У первых нет желания работать, когда за окном солнышко и прекрасная погода, а у вторых — дача, картошка, грибы и морошка». Следующими в списке числятся как раз заботы о даче, накопившаяся усталость за год и некомфортная температура в офисе. Их выделило по 5% руководителей. Адаптация после отпуска замыкает «восьмёрку» причин. О ней вспомнили 2%.

Интересно, что часть HR-менеджеров (40%) в главных «минусах» лета видит и «плюсы»: «Так как половина сотрудников в отпусках, остальные работаю за троих». «Те, кто ещё не был в отпусках, очень устали. Но работы много, снижать производительность труда чревато. С учётом замещения отдыхающих сотрудников темпы и объём работы и того выше, но справляемся», — уточняют они.

В целом, с получившейся «картинкой» согласен и наш эксперт. «Именно летом сотрудники большинства компаний планируют своё отсутствие на работе. И именно в это время сотрудники, остающиеся на работе, чаще выходят на обеденный перерыв в парк, поспешно собираются в конце рабочего дня на дачу, строят планы на выходные дни и отпуск или придаются воспоминаниям о нём. Естественно, такое положение касается не всех сфер бизнеса. Например, для туристического бизнеса летний период — самый „жаркий“», — подводит итог Алевтина Гаврюшина.

От себя же рекомендуем не сгорать на работе и грамотно распределять свои силы, чтобы их хватило на целый год, до очередного отпуска. А как это лучше сделать - посоветуют наши эксперты...

Советы экспертов по грамотному распределению рабочих сил в течение года:

Наталья Голованова, руководитель Исследовательского центра портала «Superjob.ru»:
«Если Вы ощущаете явную зависимость своей эффективности от времени года, постарайтесь учесть это при планировании работы. К примеру, если летом работать особенно тяжело, то возьмите отпуск — это положительно скажется и на Вашем здоровье, и на Вашей мотивации к труду, а в конечном итоге и на Вашей производительности. Ну, а если отпуск уже позади, то постарайтесь создать своему организму комфортные условия для работы: высыпайтесь, занимайтесь спортом, не отказывайте себе в прогулке по парку. Это поможет Вам войти в нормальный рабочий режим и эффективно работать».

Алевтина Гаврюшина, руководитель направления «ИТ и Телекоммуникаций» кадрового холдинга «Империя Кадров»:
«На мой взгляд, секрет эффективной работы круглый год очень прост: Ваша деятельность должна доставлять удовольствие. Расходование физических, моральных сил человека должно компенсироваться удовлетворённостью тем, что он делает. Тогда ни жара за окном, ни мороз, ни другие природные явления не смогут лишить сил и поставить под сомнение эффективность Вашей работы».

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Этот комментарий был оставленв Воскресенье, сентября 9, 2012 в 22:31и оставлено в рубрике Карьера, Что мы думаем о ней.Вы можете следить за комментариями к этой статье с помощью RSS 2.0 feed.Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего собственного сайта.
1 Комментарий пока

  1. Hiromu onноября 11, 201211:06

    Now I'm like, well duh! Truly thankful for your help.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site