Олеся Фоминых, практикующий психолог-психотерапевт, гипнологМногие воспринимают покупки как средство расслабления и снятия стресса. Но это не так. Покупки — это самая настоящая война, где посредством управления вашим вниманием каждый магазин борется, чтобы достать из вашего кармана лишний рубль.
Часто мы без раздумья покупаем спонтанно понравившиеся вещи, тем самым, не давая себе отчёт, что поступаем не взвешенно и опрометчиво. Это связанно с тем, что во время покупки в крови повышается содержание гормона радости — эндорфина. А через некоторое время понимаем, что деньги потрачены зря.
Действительно ли шопинг так поднимает настроение и делает людей удовлетворёнными настолько, что они впадают в своеобразное «шопинговое опьянение»?

По моему опыту работы с клиентами, покупки могут быть как просто приятной частью жизни, так и средством ухода от реальности. Моя психологическая практика богата разного рода проблемами, связанными с шопингом. Шопинг-терапия противопоказана в тех случаях, когда есть вероятность потратить всё содержимое кошелька, имеющегося в распоряжении. Секундная радость после покупки пропадает, а вместе с этим пропадают и драгоценные деньги, которых, как известно, много не бывает.

Многие используют шопинг как повод побаловать себя, насладиться радостью от покупки, у некоторых это даже эффективный способ снять стресс и расслабиться. Опытные шоперы сравнивают процесс покупки вещей во время распродаж с психологической разгрузкой – это почти что сходить к психоаналитику. Действительно, мир порой так суров и безжалостен: накричали на работе, нагрубили на дороге, в ГИБДД оштрафовали. А тут тебе продавец прямо в руки, улыбаясь, даёт привлекательную вещицу. Да и ещё по акции с 20% скидкой. Как не купить?! И здесь важно осознавать: у продавца есть задача вам продать, а у вас не потратить лишнего.

А ведь и правда, вспомните, что самое горячее время для шопинга – это распродажи, когда на всех находит безумие и начинается настоящая охота на всё подряд под зазывающим словом «sale». При виде умопомрачительных скидок в глазах появляется блеск, и задаёшься вопросом: как не купить если всего за полцены? Я же не дурак, чтобы упускать такой шанс. И мы рады сами обманываться всем этим скидкам, подаркам, бонусам. Но во всём этом есть небольшой нюанс: магазин просто взвинчивает цены вдвое или втрое от исходного, при этом назначая бешеные скидки. Все эти действия приводят к тому, что цена на товар совершенно не меняется. Но покупатель заворожён скидочным товаром и впадает в безумие. Поэтому во время распродаж мы уже не в состоянии трезво оценивать вещь по её необходимости и финансовой доступности – скидки производят впечатление подарка, возможности получить что-то почти за бесценок.

Целые направления специалистов заняты тем, чтобы психологически нас настроить тратить деньги. Учитывается всё: обоняние, зрение, звук, различные психологические влияния на подсознание. И как результат – гора ненужных накупленных вещей, которые потом пылятся или дарятся по случаю.

Как же избежать этой массированной атаки на подсознание? Как не превратиться в зависимого от покупок человека, для которого процесс важнее, чем результат? Как вовремя остановиться и сохранить свой кошелёк? Есть несколько проверенных способов противостоять психологам-маркетологам.

Способ первый: брать с собой список необходимых покупок. По социологическим исследованиям проверено, что люди покупают на 70% меньше ненужного, если у них предварительно есть список покупок. В голове может возникнуть мысль: «Я вернусь к этим прилавкам после того, как куплю нужное». Но скорее всего, после покупки нужной вам вещи к первым витринам вы уже не возвратитесь. А это значит, что из магазина вы уйдите с полным кошельком!

Способ второй: брать с собой ограниченную сумму денег. Оплачивайте покупку только наличными, так как использование при оплате банковской карты может привести к тому, что вы не заметите, какую сумму в итоге потратили, а, расплачиваясь наличными, вы чётко можете оценивать сколько потратили и сколько осталось. В целях страховки всегда берите с собой ограниченную сумму денег. Даже если вы забудете, что вам не хотелось тратиться много, опустевший кошелек вас преждевременно остановит, напомнив о необходимости тратиться с умом.

Способ третий: брать с собой мужчину, так как он знает, как вас остановить. Как правило, распродажи все-таки ориентированы на женщин. Это для них выкладывают товар определенным образом: на уровне глаз женщины среднего роста расположена самая призывная информация, освещение, цветовая гамма и т.д. Мужчины и в обычные дни не сильно жалуют шопинг, а уж в периоды распродаж для них это и вовсе кара небесная. Сопровождая вас, они не дадут вам надолго задержаться в магазине и по причине усталости от покупок, и по причине аргументированных убеждений «не тратить на шмотьё все деньги».

Способ четвёртый: обращать внимание на качество вещи. Очень часто во время распродаж вещи примеряются гораздо интенсивнее, потому мелкие детали, будь то пуговки, молнии, пайетки отрываются или ломаются. Ещё до кассы можно увидеть эти минусы и просто выложить товар. Если вещь уж очень понравилась, то хотя бы вернитесь и поищите целый, неиспорченный товар. Это также касается любого товара, в частности, техники.

Способ пятый: остановиться перед кассой и проверить все свои покупки. В пылу шопинга вы наверняка сложите в тележку массу ненужных вещей и триумфально повезёте их к кассе. И тут есть маленькая хитрость: повремените с оплатой покупок, подождите пока эйфория пройдёт и трезво взвесьте все покупки. Велика вероятность того, что 50% выбранного можно положить обратно на полки. Второй взгляд всегда более трезвый и рациональный. Вспомните поговорку: «Семь раз отмерь, один отрежь». Семь раз в данном случае — перебор, но повторный анализ весьма полезен.

Способ шестой: не соблазняйтесь на вещи не своего размера. Если вы покупаете с мыслями, что похудеете, или, наоборот, поправитесь, то, как правило, эти вещи потом пылятся невостребованными в шкафу. Даже если они вам очень понравились в момент приобретения. Также стоит отказаться от покупки вещей, которые не вписываются в гардероб или которые не с чем сочетать. Как отказаться? Сфотографируйте ваш шкаф и носите фото в телефоне, сверяйте его с выбранными покупками — часто это помогает.

Способ седьмой: наслаждайтесь жизнью, а не вещами. Если вы заядлый посетитель магазинов, то воспринимайте распродажи как шанс получить удовольствие не только от покупок, но и от того, что не купили лишнего. Приобретя вещь, постарайтесь продлить эффект радости. Вернувшись домой, внимательно изучите покупку, покажите родным, расскажите знакомым о выгодном приобретении.

Шопинг-терапия — это хорошо, но не стоит забывать, что есть множество других способов повысить себе настроение, получить свой кусочек от тортика «Радость» и просто быть счастливым человеком в этой жизни.

Поверьте, радость от покупок будет гораздо выше, если она не будет омрачена сознанием того, что половина купленного – не нужно и бесполезно. А если у вас есть всё необходимое, то не меньшую радость можно получить, сходив с семьей или компанией в караоке или в кино, в клуб или театр. Вы получите тот же позитивный заряд энергии, а денег потратите гораздо меньше. При этом не останется противного осадка, что время и деньги были потрачены напрасно.

Это ваше время и ваши деньги! И только вы можете решать, как потратить и то, и другое с большей пользой!

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site