онлайн-собеседование: подбор кадров без границ?Российский рынок труда не стоит на месте и наряду с традиционным собеседованием HR-менеджеры проводят так называемые онлайн-собеседования. Они позволяют сэкономить время и найти специалистов из других городов. По мнению экспертов, такой формат подбора кандидатов может надолго закрепиться в практике и немного потеснить стандартные варианты.

Онлайн-собеседование: расстояние не имеет значения?

Технологические разработки последнего времени позволяют искать работу, что называется, не выходя из дома: интересующую вакансию можно найти с помощью интернета, а пройти отбор в нужную компанию поможет онлайн-собеседование. Результаты опроса компании «HeadHunter» показывают, что для многих компаний такая возможность — не в диковинку. По его данным, 76% работодателей в своей практике найма сотрудников уже прибегали к онлайн-собеседованию, при этом 68% использовали видео, а 8% — голосовое общение. 24% представителей компаний такие новинки не применяют.

Эксперты также отмечают интерес со стороны работодателей к такому варианту отбора соискателей, особенно когда речь заходит о поиске специалистов из других регионов. «Формат онлайн-собеседований с каждым годом набирает всё большую и большую актуальность. Такой формат проведения собеседований очень часто «спасает» работодателей, которые находятся в поисках узкоспециализированных специалистов, и поэтому готовы рассматривать кандидатов со всей России, а иногда и со всего мира. С такими кандидатами, априори, никаким другим способом, кроме как в Online и не пообщаться. Кроме того, особенно часто практикуется такой формат проведения собеседований IT-компаниями, которые прибегают к данному способу, учитывая особенности своей таргетированной аудитории кандидатов», — комментирует ведущий консультант по подбору персонала компании «Kelly Services» Александра Иванова.

«С совершенствованием информационных технологий увеличивается показатель частоты использования онлайн-собеседований. Возможно, когда-то такой формат отбора кандидатов сместится в сторону 100%, но пока технологии не достигли необходимого уровня. Сегодня подобный формат используют при массовом рекрутменте, когда необходимо из большой воронки в два или три раза сократить количество кандидатов для финала. Поэтому на первом этапе нет необходимости встречаться тет-а-тет. Кроме того, формат онлайн-собеседования удобен при региональном отборе», — замечает директор по работе с персоналом хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Любовь Корпачева.

«На сегодняшний день рекрутёры всё чаще применяют онлайн-интервью в своей ежедневной работе. Этот вид коммуникации значительно расширяет зону поиска кандидатов, поскольку даёт возможность рассматривать на вакантные должности соискателей из других городов и регионов», — подтверждает консультант рекрутингового агентства «Luxoft Personnel» Эльвира Пунтусова.

«Практика показывает, что на данный момент до 20% работодателей при приёме на работу используют вариант онлайн-собеседования в той или иной форме. Иногда кандидаты должны пройти только тестовые задания, по итогам которых приглашают на основное собеседование. Другой вариант — исполнение тестового задания, за которым следует собеседование по скайпу. На рынке функционирует довольно узкий круг компаний, которые предпочитают первое интервью с кандидатом проводить исключительно по скайпу. Как правило, таким образом проще отбирать кандидатов, которые при общении не всегда так же безупречны, как их резюме. Получается вариант, как в сериале «Обмани меня»: опытный HR-специалист так быстрее отсеивает нерелевантных соискателей», — утверждает генеральный директор кадрового агентства «Briall Consulting» Ольга Мусейчук.

«По нашим оценкам, онлайн-собеседование стало чаще использоваться в последние полгода в связи с насущной потребностью компаний в оптимизации расходов на персонал и усилиями по переводу на аутсорсинг ряда задач, которые до этого выполнялись in-house: бухгалтерия, дизайн, информационные технологии, юридические услуги. Соответственно, зачастую сотрудники на аутсорсе могут проживать не только в других городах, но и в других часовых поясах, поэтому стандартные «живые» собеседования заменяются скайп-сессией. Востребованность онлайн-собеседований, очевидно, будет расти по мере развития аутсорсинга в стране», — полагает директор по развитию деловой социальной сети «Профессионалы.ru», член НП «Эксперты Рынка Труда» Дмитрий Щелкунов.

Онлайн-собеседование — экономия времени и денег

Не зря наши эксперты отметили то, что онлайн-собеседование даёт возможность рассматривать кандидатов из других регионов. По данным всё того же опроса компании «HeadHunter», для большинства работодателей (92%) основное преимущество такого способа отбора заключается в возможности подбирать сотрудников из других городов. Помимо этого, они также говорят об экономии времени и о том, что кандидатам не нужно тратить время на дорогу (по 38%), плюс онлайн-собеседование создаёт комфортную психологическую обстановку для соискателей (16%), а сам формат проведения характеризует компанию как высокотехнологичную (11%).

А вот сами специалисты главное преимущество онлайн-собеседования видят именно в том, что они не тратят своё время на дорогу (60%). Также кандидаты подчёркивают удобство формата, который обеспечивает комфортную психологическую обстановку (29%), при этом не нужно специально одеваться, можно проходить собеседование, сидя дома на диване или находясь на работе (8%). А некоторые просто говорят, что это современное решение и за таким форматом будущее (41%).

Эксперты соглашаются с тем, что главная «фишка» формата в удобстве его использования. «Для интервьюера такой формат даёт свободу при организации своего рабочего времени, поскольку собеседования могут проводиться не только из офиса. Современные средства коммуникаций позволяют нам организовывать видео-интервью, максимально приблизив его к формату личной встречи», — заявляет Эльвира Пунтусова.

Ряд экспертов к удобству добавляют ещё экономию времени и финансовых ресурсов. «Прежде всего, онлайн-собеседование повышает производительность и создаёт более комфортные условия труда HR-менеджеров. Психологически онлайн-собеседование — менее стрессовое событие для кандидата, нежели классическая версия. И кандидат, в большинстве случаев, демонстрирует высокую степень открытости, уверенности, последовательности. Думаю, данный способ интервьюирования не зависит от сферы бизнеса, а больше от того, как именно предпочитает осуществлять отбор тот или иной HR, — считает Ольга Мусейчук. — Кроме того, крупные компании с разветвлённой филиальной сетью в России стремятся более эффективно использовать рабочее время. И в процессе расширения штата специалистов, а также оценки и мотивации персонала, прибегают к онлайн-собеседованиям. К примеру, суперуспешного директора по логистике Краснодарского края переводят отстраивать бизнес-процессы в Читинскую область, где работает низко рентабельный филиал. Такой HR-инструмент как онлайн-собеседование позволяет минимизировать временные расходы и командировочный фонд компании».

«Динамика современной жизни людей предполагает зачастую полное отсутствие свободного времени. Безусловным преимуществом онлайн-собеседования является скорость, с которой менеджер по персоналу может связаться с кандидатом и обсудить его опыт и потенциальные предложения по работе. Сейчас 24х-часовой доступ в интернет есть практически у каждого, соответственно, есть и возможность выйти на связь в любое время, в том числе и с мобильного устройства, что очень сильно облегчает процесс», — подчёркивает Александра Иванова.

«Из преимуществ онлайн-собеседования можно отметить снижение общей стоимости отбора персонала и экономию времени», — добавляет Любовь Корпачева.

Онлайн-собеседование: есть контакт?

Вместе с тем, дистанционное проведение собеседования может рассматриваться не только как плюс, но и как минус, так как у его участников отсутствует личный контакт. Об этом недостатке говорят как работодатели, так и соискатели. По мнению первых, из-за отсутствия личного контакта в рамках онлайн-собеседования у них не всегда получается объективно оценить кандидата (78%), а порой соискатели слишком несерьёзно относятся к такого рода собеседованиям (11%). Ещё один существенный недостаток состоит в том, что у потенциальных сотрудников нет возможности посмотреть на офис компании и его коллектив изнутри (43%).

Именно этот недостаток многие соискатели (66%) ставят на первое место. Далее следуют коммуникативные трудности, так как кандидаты считают, что без личного контакта им сложнее общаться с работодателем (45%). А некоторые уверены в том, что работодатели придают меньше значения такому формату отбора претендентов на вакантное место (28%).

Подобные оценки ситуации со стороны и тех и других небеспочвенны. На это обращают внимание и наши эксперты. «На мой взгляд, многие рекрутёры всё же отдают предпочтения личному контакту с кандидатом, т.к. во время онлайн-собеседования восприятие незнакомого человека может зависеть от многих дополнительных факторов (качества связи, изображения и т.д.), кроме этого некоторая часть невербальной информации может быть скрыта от глаз», — предполагает Александра Иванова.

Ряд экспертов добавляют, что технические несовершенства не могут передать множества нюансов, из которых складывается представление о том или ином соискателе. «К сожалению, технологии не достигли должного уровня, необходимо учитывать те искажения, которые неизбежны при выводе видео на экран, и те факторы, которые в принципе невозможно на сегодняшний день передать с помощью экрана. Это касается невербальных проявлений, мира запахов и, как следствие, общечеловеческих ощущений. Поэтому когда мы видим кандидата только на экране, нам не всегда понятна скорость реакции на те или иные вопросы, плохо видна его мимика, трудно определимо соответствие требованиям компании относительно дресс-кода, сложно рассмотреть, как человек делает записи, держит руки, подаёт визитку, как раскрывает еженедельник. А ведь образ человека состоит из мелочей. Поэтому для позиций эти нюансы могут быть критичны, — рассказывает Любовь Корпачева. — Приведём пример: мы осуществляли дистанционный поиск на позицию регионального менеджера для одной из фармацевтических компаний. Один из пяти отобранных на онлайн-собеседовании кандидатов был настолько сильно курящим табачные изделия человеком, что даже наш представитель, выехавший на очное интервью, с трудом смог провести полноценное полуторачасовое интервью. Работа регионального менеджера предполагала большое количество очных коммуникаций с клиентами компании, поэтому кандидат, занимающий по компетенциям второе место, после очного собеседования был перемещён в рейтинге на пятое».

«Несмотря на всю несомненную привлекательность такого инструмента, как онлайн-собеседование, он никогда не заменит традиционное интервьюирование, особенно топ-менеджеров и узких специалистов. Тем более, что личностные нюансы, которые либо помогут, либо отрицательно повлияют на вливание в корпоративную культуру компании, в ходе такого собеседования не всегда возможно определить», — уверена Ольга Мусейчук.

«Хотя онлайн-собеседование и имеет ряд преимуществ, однако для принятия окончательного решения, как правило, менеджеры по персоналу устраивают личную встречу. Поскольку на расстоянии крайне сложно оценить индивидуальные особенности кандидата, они раскрываются только в невербальном общении. Кроме того, при встрече лицом к лицу соискателя легче вывести на открытый, доверительный разговор, — дополняет Эльвира Пунтусова. — Из собственного опыта подбора персонала на IT-рынке могу отметить, что IT-специалисты часто не готовы прийти на личную встречу, особенно если это HR-интервью. Намного охотнее они идут на контакт по Skype. Помимо прочего, возможны технические проблемы и сбои во время проведения такого собеседования, искажая информацию».

Онлайн-собеседование: формат набирает обороты

Как бы то ни было, но недостатки онлайн-собеседования не мешают HR-менеджерам использовать данный способ для подбора специалистов из различных сфер деятельности. Так, в ходе опроса компании «HeadHunter» было установлено, что чаще всего данный метод применяется при трудоустройстве кандидатов в сфере высшего менеджмента (50%), управления персоналом (35%), IT (34%), медицины и фармацевтики (32%), маркетинга, рекламы и PR (27%). Реже к нему прибегают при поиске специалистов для работы в некоммерческих организациях (15%), в сфере логистики и транспорта (15%), страхования (12%), автобизнеса (11%), образования и науки (7%).

«Несмотря на некоторые минусы онлайн-собеседований, данный формат будет продолжать набирать популярность, прежде всего для интервьюирования специалистов на технические позиции, а также в процессе проведения регионального (дистанционного) подбора», — прогнозирует Александра Иванова.

По мнению же Ольги Мусейчук, на дальнейшее активное использование онлайн-собеседований в практике подбора персонала будет влиять целый ряд факторов. «Увеличение проникновения широкополосного доступа в России, тщательность бюджетирования компаний малого и среднего бизнеса в сегодняшних экономических условиях, формирование оптимального штата сотрудников — эти и другие факторы, несомненно, повлекут за собой рост онлайн-собеседований в процессе трудоустройства», — убеждена она.

Если же рассматривать вопрос с точки зрения комплексного подхода, то можно увеличить эффективность самого отбора кандидатов. Ведь онлайн-собеседование — это всего лишь один из методов, применяемых в процессе найма сотрудников, и если каждый из них использовать в свою очередь и на все 100%, то результат, полученный в оконцовке, должен будет порадовать. «Онлайн-собеседование — это только один из нескольких этапов в процессе принятия решения о найме сотрудника. Важный, но не первый в общем порядке действий рекрутёра/HR-менеджера. Сегодня эйчары всё чаще и чаще начинают «копать» под кандидата путём его предварительной проверки на адекватность и наличие требующихся навыков. Так называемый assessment проводится, прежде всего, в соцсетях. Поэтому если вам не всё равно, какое первое впечатление вы производите, то рекомендую закрыть от посторонних глаз свои странички в развлекательных сетях (Fb/Vk) и максимально подробно заполнить их в деловых (Профессионалы/Мой Круг)», — советует Дмитрий Щелкунов.

Самое же главное в применении любого метода, чтобы он помог выбрать достойного/лучшего кандидата на ту или иную вакансию. Если это удастся реализовать на этапе онлайн-собеседования, то это будет только плюсом для данного инструмента рекрутмента.

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site