Каждый рабочий день нас встречает привычная обстановка. Многие специалисты решают её изменить, привнести что-то своё. Однако не все работодатели лояльно относятся к «одомашниванию» рабочего пространства. По мнению же экспертов, каким бы ни было рабочее место, главное, чтобы его оформление не отвлекало от выполнения рабочих задач.
Оформление рабочего места: уместны ли личные «маячки»?
У многих значительная часть времени проходит на работе, для кого-то она становится вторым домом. Некоторые это обстоятельство воспринимают в буквальном смысле и элементы домашней обстановки плавно перекочёвывают на рабочее место. Насколько это уместно? По данным опроса компании «HeadHunter», 76% россиян считают, что стоит обустраивать своё рабочее место личными вещами. А вот 24% с такой позицией не согласно.
Какие же вещи лучше впишутся в личное рабочее пространство? В качестве таких предметов респонденты назвали фотографии близких и друзей (79%), цветы (65%), мягкие игрушки (46%), плакаты/постеры (16%), сувениры/статуэтки (13%).
На практике же картина благоустройства рабочего места в процентном соотношении выглядит несколько иначе и плюс ко всему добавляются дополнительные атрибуты. В дело идут фотографии близких и друзей (52%), мягкие игрушки (21%), сувениры/статуэтки (11%), цветы (10%), аквариум с рыбками (3%), птицы в клетке (2%).
По мнению же экспертов, рабочее место должно отличаться своей эргономичностью. «Рабочее место должно быть, в первую очередь, эргономичным, чтобы у человека всегда всё было под рукой и он затрачивал минимум времени на поиск необходимого. В таком случае обустроенное рабочее место, безусловно, будет способствовать увеличению эффективности сотрудника. О наличии недопустимых предметов на рабочем столе говорить сложно, так как обычно это регламентируется внутренними документами компании: некоторые лояльно относятся к любым предметам на рабочем месте сотрудника, будь то вазочки, горшочки и цветы, в некоторых компаниях допускают лишь наличие, скажем, одной ручки и одного карандаша, а все бумаги и папки предлагают хранить исключительно в шкафу, для регулирования этого момента предоставляют сотрудникам очень маленькие рабочие столы, — комментирует HR-директор хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Любовь Корпачева. — Хочется отметить, что представителей восточноазиатской культуры, например, очень удивляет манера европейцев держать на рабочем столе фото семьи или домашних питомцев. Они придерживаются мнения, что в рабочем пространстве всегда есть некий рабочий антагонизм и вашу семью попросту могут сглазить».
«Обустройство рабочего места сотрудников связано с определёнными, вполне чётко прописанными нормативами и требованиями законодательства РФ. Нужно понимать, что истоки данных требований, формулировок относятся ко времени существования СССР, когда понятие «эргономика рабочих мест» фактически подменялось «технической безопасностью», в то время как последнее — отдельная история. Но глупо было бы думать, что сотрудники советских учреждений не использовали на рабочих местах совершенно никакой индивидуализации. Эргономика рабочих мест сегодня всё-таки учитывает «человеческий фактор» и это, безусловно, хорошо, — замечает заместитель генерального директора консалтинговой группы «Roota» Елена Егорова. — Недопустимость тех или иных предметов на рабочем месте должна определяться отдельными правилами компании. В числе наших клиентов есть международная консалтинговая компания, большая часть сотрудников которой вообще не оставляет на рабочих местах никаких личных вещей, т.к. это противоречит правилам внутреннего распорядка. Каждый день те сотрудники, у которых нет встреч, переговоров или выездных мероприятий по графику, садятся за любые «обезличенные» свободные рабочие места. Причём это правило распространяется и на топ-менеджмент».
По мнению Елены Егоровой, личные вещи на рабочем месте могут обладать разными свойствами. Они могут мешать, если говорить о бардаке из бумаг, букетов, игрушек, упаковок, а могут и стимулировать, если это фото любимых. Иногда даже приветствуются семейные свадебные фотографии — как показатель благонадежности.
Впрочем, существует мнение, что стиль оформления офиса во многом зависит от корпоративной культуры компании. «Согласитесь, что рабочие столы в банке и креативном агентстве, в конструкторском бюро и в редакции совсем разные. Так, во внутренних документах банка для сотрудников фронт-офиса прописаны строгие правила о том, какие предметы могут быть на столе, а какие — нет. И фактически все посторонние вещи (и даже мобильный телефон или стакан воды) строго запрещены. Для сотрудников бэк-офиса банка правила менее строгие. В практике встречаются рабочие поверхности украшенные мягкими игрушками, фоторамками, сувенирами. Многие указывают, что это перебор для офиса. Кого-то такая пестрота отвлекает, для кого-то создаёт, напротив, уют. У всех разные способы настройки на рабочий лад, — рассказывает руководитель направления по связям с общественностью интернет-ресурса «Job.ru» Анна Чуксеева. — Тем не менее, я бы посоветовала ориентироваться на общую культуру вашего офиса. Если офис креативный и у всех много «богатств» на столе — почему нет. Если же вокруг вас сплошь ценители свободного пространства, то не стоит их шокировать, постарайтесь ограничиться одним талисманом».
Немаловажным моментом в оформлении своего рабочего места является баланс между своими интересами и корпоративной культурой компании, в которой работаешь. «У каждого из нас своё понимание комфорта: кому-то необходимо полностью устраниться от «маячков» жизни вне работы для того, чтобы быть более эффективным, но большинству именно эти «маячки» помогают сохранить работоспособность, мотивацию и получать некое позитивное подкрепление во время работы. Чаще всего это сувениры, фото детей, семьи, путешествий. Люди «метят» свою территорию такими вещами, и ничего плохого в этом нет, если... это вписывается в общий имидж компании, не разрушает образ профессионала (особенно если на рабочем месте вы ведёте и переговоры тоже), не мешает работе в целом, — делится наблюдениями коуч, тренер, психотерапевт Алёна Август. — Из невозможных примеров: нелепо смотрелось бы на столе банковского служащего нагромождение плюшевых игрушек — сложно было бы клиенту поверить в серьёзность подхода, к примеру, при заключении инвестиционного контракта. Или браслеты любителя тяжёлого рока в офисе по предоставлению услуг нянь. Всё дело в балансе, проще говоря. Полностью же запрещать эту «энергоподпитку» не стоит — опять же только в том случае, если у вас работают люди, а не роботы».
Благоустройство: конфликт на рабочем месте?
Итак, корпоративную культуру и общий имидж компании во многом определяет её руководство. Как же оно реагирует на индивидуальные посягательства и преобразования местного характера и участвует ли в благоустройстве рабочих мест сотрудников? По результатам всё того же опроса компании «HeadHunter», 56% работодателей проявляют активность в этом направлении, а 44% остаются безучастными в благоустройстве рабочих мест.
На практике же это выражается по-разному. «У нас есть опыт сотрудничества с компанией, которая достаточно много вложила в собственный (не арендованный) офис и даже обладает прекрасной столовой, где по графику обедают все подразделения. При этом приносить чай или кофе за стол в кабинете запрещено: никаких кружек «Биг босс» и прочего. Максимум — можно принести пластиковый стаканчик с водой из переговорной. А есть молодые, креативные коллективы, которые заводят в дизайн-студиях «офисных» животных, в том числе и экзотических, например, игуан», — сообщает Елена Егорова.
А вот очень явное расхождение интересов руководства и подчинённых может привести к напряжённой, конфликтной ситуации. «Именно отсутствие баланса: между корпоративной политикой и желаниями персонала, между корпоративной политикой и элементарной этикой, между персоналом и руководством — может стать причиной конфликтов по поводу «личных маячков» сотрудника. Далеко не все готовы видеть в сотруднике человека, далеко не все готовы воспринять необходимость соразмерности личного и профессионального на рабочем месте. При том, что для грамотного HR-специалиста данные ситуации могут стать золотой жилой для развития корпоративной культуры отношений и самопрезентации сотрудников. В творческих офисах, где компания заинтересована в развитии командной мотивации, частенько используют эти личные моменты — как вам нравятся такие идеи, как фестиваль варенья внутри компании, конкурс фото из нашего детства — всё это действительно работает, — рассуждает Алёна Август. — Есть компании другого плана — не хуже или лучше, а просто другие. Но даже там возможна капелька личного в офисном пространстве, важно лишь определить, чего именно и в каких ситуациях. Помимо прочего, замечено, что в open-пространствах люди мало-помалу обустраивают свой уголок домашними «примочками», а в небольших офисах с кабинетной структурой такие вещи наблюдаются в меньшем количестве. То есть хочешь — не хочешь, а «норка» должна быть уютной, верно?».
Однако помимо отсутствия баланса на напряжённости обстановки может отразиться и человеческий фактор. Эту версию выдвигает другой наш эксперт. «Конфликтные ситуации возникают из-за человеческого фактора: руководителю не нравится обилие бумаг на столе, например, но до определённого момента он молчит. Через какое-то время неорганизованность подчинённого начинает влиять на КПД всего отдела, после чего следует замечание или выговор. Со стороны сотрудника логично в этом случае прислушаться к своему наставнику, но далеко не все это делают, — приводит пример Елена Егорова. — Есть такие руководители, которые раз в неделю инспектируют офис на предмет загруженности столов, всё лишнее, на их взгляд, выбрасывая в мусорную корзину. Но это уже крайние меры, впрочем, довольно действенные».
Ещё один немаловажный момент, который нужно учитывать, это соотношение теории и практики в рамках рабочего пространства. Не всегда правила, прописанные на бумаге, находят своё применение на практике, так как порой не учитывают некоторых нюансов. «Конфликтные ситуации между сотрудником и работодателем могут возникнуть если в компании для экономии места принято оснащать кабинеты маленькими столами, а юристу, например, для работы с документами необходимо разложить их в определённом порядке, делать какие-то пометки, рядом разместить 3 — 4 справочных книги, ведь, к сожалению, не всегда компьютерная информация может быть удобна для восприятия и способна заменить книжный вариант. Кроме того, в течение последних 20 лет очень популярно было сажать людей в так называемые open space. Согласно исследованиям мировых психологических институтов, подобная организация рабочего пространства не позволяет сотрудникам сосредоточиться должным образом и снижает эффективность работы порой до 21%, — подчёркивает Любовь Корпачева. — Кроме того, если стол установлен таким образом, что человек сидит лицом к стене, то это также является фактором, снижающим эффективность на 11 — 17%. К сожалению, 80% работодателей не считаются с этой информацией, наивно полагая, что открытым пространством добиваются двух целей: тотального контроля над деятельностью сотрудников и экономии квадратных метров. И никто не озадачивается сопоставлением объёма экономии арендной платы и упущенной выгоды от снижения объёма продаж».
Эксперт также обращает внимание на тот факт, что работодатели не должны забывать о таком понятии, как равенство. «Во многих российских компаниях кабинеты директората обставлены дорогой и нередко вульгарно-пафосной мебелью, а новым сотрудникам предлагают садиться за столы, которым уже по 15 лет. Такой вариант является не распозиционированием, как ошибочно можно предположить, а именно демонстрацией пренебрежения, и может являться немалым раздражителем для сотрудников. Такую ситуацию можно встретить чаще всего в государственных учреждениях», — отмечает Любовь Корпачева.
Благоустройство имеет значение
Тем не менее, и работодателю, и подчинённому в вопросе, связанном с благоустройством личного рабочего пространства, нужно находить компромисс. Хорошо обустроенное и удобно оборудованное рабочее место может положительным образом сказаться на эффективности работы сотрудников. В погоне за высокими показателями это необходимо учитывать. «Эргономика, безусловно, влияет на продуктивность сотрудника. Важно понимать, что в это понятие входит не только приспособленность рабочего места и т.п. факторы, но и эффективность программного обеспечения, наличие и актуальность специализированных программ, а также в целом корпоративная коммуникация. При этом для каждой личности представления об «идеальной», «приемлемой» и «недопустимой» эргономике будут отличаться. Работодателю, радеющему за продуктивность рабочих процессов, стоит ориентироваться на некие «усреднённые» стандарты и представления, принятые у людей той или иной профессии, — подтверждает Елена Егорова. — Если деньги вам приносят «продажники», подумайте о корпоративной мобильной связи, представительских мобильных телефонах и планшетах, и уже во вторую очередь — о качестве мебели в офисе. Если вы управляете рестораном, то позаботьтесь об удобных индивидуальных шкафчиках для официантов, барменов и другого персонала, а также о том, как будет выглядеть комната отдыха сотрудников».
Вот и получается, что не место красит человека, а человек — место, причём в прямом и переносном смысле слова. Впрочем, не стоит исключать и обратной реакции: эргономично обустроенное рабочее пространство может позитивным образом отражаться на результатах работы.
Светлана Башурина
Friend me:
« Опасные профессии на рынке труда: риск — дело благородное? | Главная | Зарубежный опыт работы специалистов: опыт стоит свеч? »