Теоретически работа может сделать человека счастливым, однако, как показывает практика, происходит это не всегда и не со всеми. Работа дарит ощущение счастья только примерно для трети россиян. С чем это связано и как изменить ситуацию — интернет-журнал «Деньги и Карьера» будет разбираться вместе с экспертами.
Почувствовать себя счастливым человеком можно не только благодаря любви и тёплым чувствам, которые испытываешь в кругу семьи, родных/близких и друзей, но и благодаря профессиональной деятельности. Последняя помогает раскрыть профессиональный и творческий потенциал, реализовать свои возможности в выбранной сфере деятельности. Согласитесь: счастье — когда работа приносит удовольствие и ты получаешь удовлетворение от процесса. Но каждый ли человек может сказать, что работа его делает счастливым? По данным опроса компании «HeadHunter», только 38% россиян чувствуют себя на работе счастливыми. Стоит отметить, что за последние 4 года число счастливчиков увеличилось на 2 процентных пункта (с 36% в 2010 году). Если же ориентироваться на профессиональный уровень, то чаще всего говорят о «рабочем счастье» топ-менеджеры (56%), чем рядовые специалисты, линейные менеджеры и менеджеры среднего звена (по 34%).
«Рабочее счастье» — какое оно?
Что же делает работника счастливым? 54% респондентов считают, что счастье приносит сама работа. 52% полагают, что это ощущение даёт осознание самореализации, а 41% называет осознание значимости своей деятельности. 53% счастье доставляют коллеги по работе, 43% — зарплата, 41% — хорошие условия труда.
По мнению экспертов, данное представление о счастье на работе можно дополнить, так сказать, добавить ещё несколько штрихов к портрету. «Что такое счастье? Это прогресс души! Счастье не может быть ограничено только реализацией себя для себя самого: важно ещё и уметь дарить, отдавать себя другим людям. Для большинства людей работа — это способ зарабатывания денег для жизни, не более того. И даже высокий доход зачастую не делает человека счастливым. Бытует пословица: «Счастье — это когда утром хочется на работу, а вечером — домой». На мой взгляд, тезис о том, что работа измеряется временем, потраченным на неё, является пережитком прошлого, — уверена консультант по поиску и подбору персонала кадрового холдинга «Империя Кадров» Елена Курочкина. — В век новых технологий и прогресса каждый может воплотить свои мечты о профессиональном росте, карьере и хорошей работе, чего ещё 20 лет назад было сложно ожидать. Я не испытываю депрессии от работы и секрет мой прост — разграничиваю личную жизнь и рабочие моменты. У меня прекрасное руководство, которое меня слышит, что крайне важно. У меня дружный и отзывчивый коллектив. Мои коллеги — это профессионалы своего дела и каждый из них многогранен — есть, у кого учиться. Считаю, что день, прожитый без новых знаний, открытий — прожит серо и обыденно. Никогда не стоит спешить с выбором работы — это часть нашей жизни, а она у нас одна и прожить её стоит ярко!».
«Когда работа делает человека счастливым — это мечта! Человек каждое утро встаёт и радостно собирается на работу, радостно едет по пробкам или толкается в метро, радостно заходит в офис и не смотря на унылые лица коллег, он счастлив и доволен жизнью. Согласитесь, что такое не встречается сплошь и рядом! Итак, кто он, счастливый сотрудник? 1) Счастливый сотрудник работает «на своём месте», то есть не отбывает «срок» день ото дня, а является реальной, важной частью процессов, протекающих внутри компании, чувствует ответственность и свою сопричастность. Эта ответственность причём она не должна тяготить сотрудника, а скорее вдохновлять на новые свершения. Специалисту должно быть интересно выполнять появляющиеся задачи и решать возникающие проблемы и вопросы. 2) Счастливый сотрудник должен быть мотивирован как материально, так и нематериально. 3) Счастливый сотрудник должен видеть перспективы в своём развитии. Если не хватает какой-либо составляющей, то человек, скорее всего, не будет счастлив на работе, а будет искать другие варианты или, что ещё хуже, отсиживаться на работе, будучи недовольным всем и всеми, при этом толку от такого сотрудника для компании будет меньше, чем вреда», — утверждает управляющий директор компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников.
«Человек неотделим от чувств и эмоций, а потому и работа, как важная составляющая жизни. Может быть или не быть источником ощущения счастья. Хорошо, если это так. Слагаемые же счастья на работе во многом зависят от индивидуальности — все мы радуемся разному, пусть в чем-то и похожи. «Струнами души» для ощущения счастья бывает соответствие деятельности и атмосферы особенностям личности: 1) задачи и динамика — кто-то любит монотонность, кто-то творчество и постоянный риск, решение нестандартных задач; 2) контроль — кому-то важно полное доверия, а кого-то нисколько не напрягает постоянный контроль; 3) распределение — полизадачность или, напротив, чётко определённая задача в отведённое время; 4) коллективность — кому-то проще работать в одиночку, кто-то не мыслит себя без командной работы; 5) признание — кому-то важно одобрение каждого шага и перед всеми, кому-то достаточно серьёзного разговора по теме в беседе с глазу на глаз; 6) кому-то... продолжать можно долго и, значит, особо важными на пути к «счастью на работе» становятся такие факторы, как понимание людьми своих «заморочек», а также понимание со стороны их руководства и коллег. Именно осознанность помогает найти этот путь даже в самой сложной ситуации либо найти пути компенсации», — рассуждает коуч, тренер, психотерапевт Алёна Август.
Хороший работодатель — счастливый сотрудник...
Кстати, стоит отметить, что принцип «всё в твоих руках» в отношении счастья, обретённого в рабочей обстановке, работает отчасти. Нельзя сказать, что ощущение счастья наступает только благодаря прикладываемым усилиям и позитивному настрою специалиста. На это влияют и внешние факторы, касающиеся самой работы. К числу таких факторов можно отнести проявляющуюся активность со стороны самой компании или работодателя. Забота о сотрудниках со стороны руководства способна добавить определённый градус положительных эмоций и улучшить атмосферу в коллективе. Так, по мнению 47% россиян, их компания не предпринимает каких-либо действий для того, чтобы сотрудники чувствовали себя счастливыми. Остальные же опрошенные озвучивают различные варианты. Среди самых распространённых версий оказалась выплата хорошей зарплаты (24%), забота об условиях труда (23%), проявление уважения к труду подчинённых (20%), организация праздников и корпоративов (17%), регулярное премирование (11%), организация питания (10%), развлечения на рабочем месте (4%).
Наши эксперты также считают, что участие со стороны руководства также имеет определённый вес и значение в формировании атмосферы счастья. Какие же шаги должен предпринимать работодатель для укрепления позиций «рабочего счастья»? «На мой взгляд, именно шаги в направлении индивидуализации этих «порций счастья». Причём, чем талантливее сотрудник, чем ценнее, тем изысканнее его пути к счастью. Работодатели, как правило, пытаются лавировать между «человечностью» и «выгодой», не всегда понимая, что и как выбрать в отдельный момент. Кто-то создаёт атмосферу взаимопонимания изо всех сил, кто-то заявляет, что работа есть работа и надо вкалывать, а не миндальничать. Но даже это можно преподнести по-разному. Вообще одним из главных критериев дискомфорта на работе называют дисбаланс: перебор с жёсткостью и сверхконтролем, перебор с «нежностями» и попустительством, непредсказуемая смена приоритетов, неожиданность постоянных стрессов. Как минимум, правила игры должны быть понятны и это поможет повысить прогноз счастья на работе даже при напряжённой деятельности, высоких нагрузках и «здоровом» уровне стресса», — уточняет Алёна Август.
По её словам, далеко не все работодатели чётко представляют то, к чему они стремятся. Данная ситуация, когда «голова» в смятении зачастую становится препятствием на пути к счастью. «Очень важно чёткое понимание стратегии и направления развития бизнеса, открытость в отношениях с сотрудниками (насколько это возможно), некое упорядочивание ситуации и умение меняться, то бишь адаптивность к изменениям рынка, ситуации, людям, смене приоритетов», — поясняет она.
Ещё один эксперт полагает, что при выборе индивидуального подхода к сотруднику необходимо ориентироваться на сферу деятельности, в которой он трудится. «Я считаю, что многое зависит именно от сферы деятельности. Например, если для менеджера высшего звена приятным бонусом может стать корпоративный автомобиль премиум-класса, то для работника склада возможность получить бесплатный чай или кофе в обед будет цениться не меньше. Поэтому работодателю необходимо подходить к мотивации персонала очень чутко, с умом. Необходимо так организовать процесс, чтобы и работодатель, и сотрудник от совместной деятельности пожинали свои положительные плоды. Для бизнеса основной показатель — это полученная прибыль и, имея её, работодатель может улучшать условия работы своих сотрудников во всех аспектах», — заявляет Владимир Телятников.
Впрочем, помимо индивидуального подхода также не менее важно умение слушать и слышать. «Часто задаю своим кандидатам вопрос: «Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный работодатель?», и только единицы понимают его суть. В первую очередь, работодатель должен обладать главным, на мой взгляд, качеством — слышать! Это залог разрешения большинства спорных ситуаций. На второе место я бы поставила такое качество, как грамотность и разносторонность — эти качества для меня неотделимы. Это даёт ощущение защищённости, как бы странно на первый взгляд это ни показалось. Работодатель — это генератор идей, главное звено в цепочке успеха, он не должен давать обещания, которые не будут реализованы, он должен адекватно оценивать возможности каждого сотрудника. Сейчас во многих компаниях проводятся обучающие семинары, тренинги и даже ролевые игры — это сплочение команды, возможность новым сотрудникам легко влиться в коллектив. Именно в «семейно-рабочей» обстановке и ощущаешь себя счастливым, и всё это — заслуга работодателя», — убеждена Елена Курочкина.
Профессия имеет значение?
Таким образом в общем и в целом складывается мозаика «счастье на работе» для каждого специалиста. Если же переходить на частности, то сфера деятельности также имеет определённое влияние на ощущение счастья сотрудником. В рамках своего опроса компания «HeadHunter» составила рейтинг из 20 профобластей, в которых специалисты чувствуют себя самыми счастливыми. В десятке лидеров оказались работники из сферы науки и образования (60%), туризма, гостиниц и ресторанов (58%), юристов и высшего менеджмента (по 42%), строительства и недвижимости (41%), IT/интернета/телекома и продаж (по 39%), производства (38%), банков/инвестиций/лизинга и медицины/фармацевтики (по 37%). Любопытно, что замыкают рейтинг самые креативные и творческие области: маркетинг/реклама /PR (28%) и искусство/развлечения/масс-медиа (26%).
Наблюдение — интересное, однако наши эксперты сходятся во мнении, что всё-таки не место красит человека, а человек — место. «Сложно сделать выборку по конкретным профессиям, всё сугубо индивидуально. Человек сам определяет для себя аспекты счастья. Но если брать общую статистику, то, конечно, лидирующие позиции занимают творческие профессии — там, где человек может показать живость ума, креативность, литературные навыки. Можно также назвать IT-шников или программистов. Для них счастье — разработка и успешный запуск новой платформы, оптимизация затрат времени, даже если их достижения и успехи случаются в рамках маленькой компании. «Счастливая» профессия — это та, где человек смог себя найти», — отмечает Елена Курочкина.
«На мой взгляд, специалисты любых профессий могут быть счастливыми. Как известно, всему есть место в жизни. Важно найти своё. Люди общительные счастливы широкими коммуникациями, замкнутые — в тиши кабинета, «рукастые» — на производстве, «креативщики» — в бурном потоке поиска. Да и в каждой профессии можно обустроиться по-разному. Данные исследований говорят о том, что наиболее счастливы люди с достаточным уровнем свободы в профессии, которая сочетает в себе разные виды нагрузки. К примеру, дирижёры. Сила духа, управление коллективом, творчество и работа тела. Но всего этого можно добиться на любом месте, стоит только это осознать и захотеть», — подхватывает Алёна Август.
«В далёкие времена своего детства я считал самыми счастливыми профессиями — воспитателей детских садов, работников кинотеатра, работников киосков с мороженным. Со временем мнение изменилось. Человек может быть счастлив в любой ипостаси. Главное — найти своё место в этой жизни и быть востребованным профессионалом, но при этом помнить, что в любой момент всё может измениться, и вести себя достойно», — добавляет Владимир Телятников.
Счастье где-то рядом...
Счастливым благодаря своему труду/профессии может быть абсолютно каждый, однако, как показывает социостатистика, удаётся это далеко не всем. Несчастными на работе себя чувствуют 62% россиян. Негативный оттенок ощущениям придают причины абсолютно противоположные тем, которые делают специалиста счастливым. Среди основных причин оказалось отсутствие профессионального и личностного развития (55%), уровень зарплаты (53%), работа сама по себе (42%), осознание бесполезности труда (37%), плохие условия труда (24%), взаимоотношения с коллегами (19%). При этом стоит отметить, что для ряда россиян материальная сторона вопроса имеет огромное значение. Так, 31% опрошенных готов пожертвовать своим «рабочим» счастьем ради более высокой зарплаты.
Возможно ли как-то побороть данный дисбаланс или понятие «работы» и «счастья» в российских реалиях выглядят весьма утопично?
Мнение экспертов Что может изменить соотношение счастливых и несчастных сотрудников в лучшую сторону? Насколько это реально в условиях российского рынка труда? Владимир Телятников, управляющий директор компании «Brightmen Solutions»: Елена Курочкина, консультант по поиску и подбору персонала кадрового холдинга «Империя Кадров»: Алёна Август, коуч, тренер, психотерапевт: |
Итак, это — всё теория, на практике же каждый сам выбирает тот путь, который ему предстоит пройти поисках своих профессиональных изысканий. К чему приведёт этот путь — дело каждого. Но если он окажется правильным, то в рядах «профессиональной» социостатистики появится больше счастливых лиц.
Светлана Башурина
Friend me:
« Работа рядом с домом: время имеет значение? | Главная | Человек и работа: вместе несмотря ни на что? »