организация питания для сотрудников: мелочь, а приятно?Обеденный перерыв — законный пункт в режиме работы любого сотрудника. Однако немногие российские компании задумываются об организации питания для сотрудников. Часть из них имеет свою столовую и лишь единицы могут похвастаться наличием собственного повара. Вместе с тем, вопрос связанный с организацией обедов имеет важное значение для сотрудников. А в некоторых случаях оно может сказаться на лояльности по отношению к работодателю.

Рабочий режим любого сотрудника не ограничивается рамками времени, проведённого в трудах на благо родной компании. Он включает в себя ещё один немаловажный и приятный элемент — обеденный перерыв. В любом, даже самом плотном графике на него найдётся время, чтобы подкрепиться, набраться новых сил и продолжить дальше работать. Сам процесс не занимает много времени, однако где-то организация сделана «на скорую руку», а где-то продумана до мелочей. Всё зависит от конкретной ситуации и компании, в которой работаешь.

Обеденный перерыв на работе: в «гостях» хорошо, а «дома» — лучше...

В большинстве компаний на российском рынке труда вопрос, связанный с организацией питания сотрудников пущен на самотёк. По данным опроса Исследовательского центра портала «Superjob.ru», 56% россиян отметили, что в их компании отсутствует организованное питание для сотрудников. Причины же могут быть самые разнообразные. «У меня разъездная работа, нет смысла что-то организовывать, лучше бы платили деньги на питание, знаю, что такое бывает», — говорит старший медицинский представитель из Самары. «Раньше было питание, но такого качества, что даже и к лучшему, что его отменили», — сообщает начальник участка из Москвы. «У нас нельзя обедать на работе. Если хочешь обедать, нужно идти в кафе или ресторан, где за свой счёт можно поесть. Есть сотрудники, которые вообще не обедают», — заявляет водитель из Люберец. «На рабочих местах нет не только микроволновок, но и даже каких-либо печек для подогрева пищи, нет дотаций на обеды. Питаться приходится привезённой из дома остывшей едой», — жалуется тренер-преподаватель из Санкт-Петербурга. «Рабочий день длится 11 часов, в помещении нет даже кулера с водой, не говоря уже о микроволновой печи и месте, оборудованном для приёма пищи. Компания крупная, но о таких элементарных вещах не заботится», — присоединяется менеджер по продажам из Москвы. «На мой взгляд, организованное питание для сотрудников должно быть нормой культуры любого производства, а в России компании это выдают за достоинство или благо», — считает механик из Липецка.

40% респондентов отметили, что с организованным питанием для сотрудников у них всё в порядке. При этом 17% сказали, что у них на работе есть собственная столовая. «Снимаем помещение на территории завода, где есть отличная и дешёвая столовая», — уточняет заместитель главного бухгалтера из Санкт-Петербурга. «Питание организовано отлично и днём, и в ночные смены. Своя собственная столовая, разнообразное меню и цены невысокие», — с гордостью заявляет инженер-электронщик из Омска. «Небольшой выбор, но очень вкусно», — определяет оператор линии станков из Раменского. «Есть столовая, но качество еды отвратительное. В результате значительная часть сотрудников питается продуктами, принесёнными из дома», — выражает недовольство руководитель службы персонала из Москвы.

14% отметили, что у них отведены специальные места и есть оборудование для хранения и разогрева питания, принесённого из дома. «Микроволновка, холодильник, кулер и стол с диванчиками, — перечисляет администратор сайта из Москвы. — Но от покупки пароварки для приготовления полезной еды начальник отказывается». «Из дома носим. Место (комната приёма пищи) имеется, но многие предпочитают есть прямо на рабочих местах», — признаётся слесарь из Мурманска. «Есть, но не все этим пользуются. Я хожу в соседние кафе и ресторанчики. Не хочется с собой котомки с едой таскать», — добавляет ведущий инженер из Москвы.

3% россиян сообщили о наличии на работе собственной кухни и штатного повара. «Кормят хорошо и бесплатно два раза в день и бесплатный кофейный аппарат с 4 видами напитков», — отмечает специалист складского хозяйства из Волгограда. «Кормят, но очень плохо. Зато громко заявляют, что у нас есть бесплатное питание. Если пригласить СЭС или другую независимую проверяющую организацию, то контору, которая нас кормит, закроют», — признаётся руководитель из Чайковского.

Ещё 3% говорят об организованном обслуживании в близлежащих кафе/ресторанах/столовых. «Очень удобное решение. На обед уходит не более 30 минут», — подчёркивает генеральный директор из Пензы. «Заключён договор с кафе», — кратко сообщает менеджер по подбору персонала из Краснодара.

2% опрошенных заказывают обеды в офис. «Очень вкусные обеды, особенно хинкали», — акцентирует внимание заместитель директора из Махачкалы. 1% россиян отметил, что существуют и другие варианты. В ряде случаев это может быть «сборная солянка». «Заказы обедов в офис, кухни с оборудованием для хранения и разогрева пищи плюс близлежащие кафе», — подтверждает специалист технической поддержки из Рязани. Также могут быть варианты, не озвученные в ходе опроса. «Ежедневно на питание выделяется определённая сумма, которую можно тратить на своё усмотрение — на питание либо на прочие нужды», — приводит пример логист из Ростова-на-Дону. «Обедать ездим домой», — говорит заместитель главного бухгалтера из Нижневартовска.

По мнению экспертов, не все компании на российском рынке труда уделяют внимание вопросу, связанному с организацией питания своих сотрудников. В этом плане большая забота проявляется со стороны западных компаний. «На мой взгляд, за последние 3 года ситуация с организацией питания сотрудников не изменилась. То есть, те компании, которые организовывали питание — сделали это давно. Те же, кто не считает нужным подобным образом мотивировать сотрудников, так и не озаботились подобным вопросом», — высказывает мнение руководитель проектов компании «Consort Staff Selection Moscow» Татьяна Дубровская.

«Что касается российских компаний-работодателей, то большинство наших клиентов не заботится о питании своих сотрудников. В данном случае более продвинутые — западные компании, которые выделяют на питание от 210000 до 360000 рублей в день на обед для своих сотрудников. Например, «Евраз Холдинг» оплачивает своим сотрудникам питание в размере 5000 рублей в месяц, в здании имеется прекрасная столовая, где сотрудники могут завтракать обедать и ужинать, пить свежевыжатые соки — только работай! На самом деле, имея хорошую столовую в здании офиса, работодатель убивает ещё одного зайца: сотрудники тратят максимум 30 минут на обед, потому что всё проходит очень быстро и оперативно, и при этом экономят рабочее время. Что касается чистой питьевой воды — практически во всех российских компаниях это имеет место быть. Вода — это наше всё; кофе, чай, сахар — всё прилагается», — делится наблюдениями руководитель департамента «Банки и финансы» консалтинговой компании «Apriori Talentor» Елена Попова.

«В «фастфудах» и прочих «питательных» заведениях организация обеда для сотрудников является частью заработной платы и помогает экономить бюджет работодателю. Для офисных работников некоторые компании организуют небольшую кухню, где каждый может самостоятельно организовать свой обед или же сходить в кафе рядом с бизнес-центром. В производственных организациях питанию сотрудников уделено больше внимания: многие работодатели организуют столовые на территории предприятия. Зачастую в таких столовых для работников действуют скидки или же питание организуется за счёт работодателя», — рассказывает руководитель направления «Массовый подбор, аутсорсинг» компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников.

Стоит отметить, что организованное питание для сотрудников — это небольшой плюс в копилку компании. Большим он будет только в том случае, если в организационном моменте всё продумано и выполнено «от и до» и работники довольны самим питанием и качеством обслуживания. В противном случае все труды в этом направлении — на смарку. Это подтверждает и социостатистика. По данным опроса Исследовательского центра портала «Superjob.ru», организацией регулярного горячего питания на работе довольны 54% опрошенных тех компаний, где она предусмотрена. При этом больше всего положительных отзывов наблюдается в компаниях, где есть своя кухня и штатный повар (73%) либо есть собственная столовая (65%). «Скорее я доволен организацией питания, чем нет. Кормят хорошо, разнообразно, только дорого (для меня, по крайней мере)», — комментирует экономист из Курчатова. «Своя кухня, штатный повар, обслуживание и возможность выбора блюд. Вероятно, лучшего и желать сложно», — размышляет геолог из Москвы.

34% сотрудников выразили своё недовольство организацией питания. Больше негативных оценок получили варианты тех компаний, где есть места и оборудование для хранения и разогрева пищи 46%, а также те, у которых есть организованное обслуживание в близлежащих кафе/ресторанах/столовых (35%). «У нас на предприятии запрещено обедать на рабочем месте, за это штрафуют и лишают премий. Организованная столовая не выдерживает никакой критики. Готовят отвратно и дёшево, засыпая тонной приправ не очень качественные продукты. Плюс встречается плесневелый хлеб и прочие «радости»», — замечает инженер-программист из Саратова. «В нашей организации существует небольшая столовая, приобрести обед в которой можно лишь по предварительной записи, дабы повар рассчитал количество порций. Но дело в том, что купить отдельно салат или суп нет возможности, а я девушка, ем немного и цельного бизнес-ланча мне многовато. Вот и приходится приносить еду из дома. В итоге ни экономии времени, ни экономии денег», — расстраивается заместитель руководителя из Екатеринбурга.

Мелочь имеет значение...

Кстати, хорошо организованное питание может повлиять на лояльность сотрудников по отношению к руководству компании. «Если говорить о лояльности сотрудников, то, пожалуй, организация питания важна как на этапе выбора компании, так и в последующем. Но, возможно, не для всех категорий персонала. Чаще всего этим можно мотивировать сотрудников на стартовых позициях (например, секретарей) и бэк-офис (бухгалтерию, отдел персонала и т.д.)», — соглашается Татьяна Дубровская.

«Считаю, что чем выше уровень дохода специалиста, тем меньше организация питания влияет на лояльность. Возьмём простой пример: средняя зарплата по России, согласно данным Росстата, составляет около 17000 рублей, проезд до работы составляет от 30 до 200 рублей в день, питание на работе — от 50 до 250 рублей. Выходит, что сделав дисконт на питание или убрав плату за питание, работодатель увеличивает ежемесячный доход работника, что при условии низких зарплат, безусловно, повышает лояльность», — отмечает Владимир Телятников.

Впрочем, организацию питания для сотрудников можно рассматривать не только как инструмент лояльности, но и элемент, небольшую составляющую HR-бренда компании. Ведь чем больше плюсов у компании и чем больше она заботится о своих сотрудниках, тем больше желающих будет в ней работать. Мнения экспертов на счёт значимости этого элемента расходятся. «Думаю, что организацию питания, как часть общей корпоративной культуры, можно рассматривать и как часть HR-бренда. Несмотря на то, что прямой корреляции между организацией питания и мотивацией отдельных категорий сотрудников нет, в целом, она положительно влияет на лояльность персонала», — полагает Татьяна Дубровская.

«В нашей компании, например, кандидатам сделают очень вкусный кофе и шоколадку фирменную приложат, вроде бы мелочь, а приятно. Да, по сути, из мелочей складывается целое, общее впечатление о компаниях, производительности труда, сплочённости коллектива. Где есть хорошее питание — там есть движение вперёд, к победе, это важно не только работодателю, но и сотрудникам», — обращает внимание Елена Попова.

«Не могу отнести питание сотрудников к формированию HR-бренда компании. Возможно, я окажусь одинок в этой мысли, но, на мой взгляд, HR-бренд формируют совсем другие составляющие», — утверждает Владимир Телятников.

Влияет ли информация об организации питания для сотрудников на отношение людей к руководству компании и на восприятие этой компании — каждый решает сам. Для этого нужно просто рассмотреть несколько конкретных примеров. Их расскажут наши эксперты из собственной практики. «Наш клиент, российская компания, которая является крупным дистрибьютором программного обеспечения, очень многое делает для своих сотрудников. Кроме гибкого графика работы, существует такое же гибкое время для посещения столовой (в любое время с 12:00 до 16:00), выдаются талоны на определённую сумму. Другой наш клиент, западная фармацевтическая компания, выдаёт с первого дня работы ланч-карту, с которой сотрудник посещает ресторан, расположенный в том же бизнес-центре. И, честно говоря, кандидатов на вакансии с небольшой зарплатой это очень мотивирует», — приводит примеры Татьяна Дубровская.

«Меня удивила организация питания сотрудников «Макдональдса»: им предоставляют скидку в 20% на всё меню и, если не ошибаюсь, один раз за смену. Я полагал, что в таком заведении в качестве мотивации предоставят хотя бы бесплатный обед, так как многие продукты в этом кафе просто утилизируются. Также удивила организация питания в секторе госслужащих. Например, обед в столовой налоговой инспекции или министерства здравоохранения стоит столько же, сколько и стандартный бизнес-ланч в московских ресторанах — 200 — 300 рублей», — добавляет Владимир Телятников.

Как сказалась данная информация на восприятии компаний и отношении к ним — каждый делает вывод самостоятельно...

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

Switch to our mobile site