С каждым годом растёт число россиян, отказывающихся получать зарплату «в конверте». Тех, кто соглашается на «серую» зарплату, к этому вынуждают обстоятельства, отсутствие альтернативы либо принципиальная позиция. По мнению экспертов, рост отказов связан с повышением финансовой грамотности. Что касается тенденции сокращения самих «серых» компаний, то она — незначительная и есть риск вновь потерять отвоёванные «белые» позиции.
Зарплата «в конверте»: о тех, кто «за» и «против»
Зарплаты «в конвертах» продолжают оставаться в реалиях российского рынка труда. С позиции социальных гарантий хорошего в таких зарплатах мало. Однако определённый процент работников продолжает получать зарплату по «серым» схемам. По данным опроса Исследовательского центра портала «Superjob.ru», на сегодняшний день на такой вариант оплаты труда соглашается 47% россиян. Причины у тех, кто одобряет, самые разные. «Я пенсионерка. На работу нигде не берут, я пойду на любую работу, даже с «серой» зарплатой», — объясняет свою позицию инспектор по кадрам из Волгограда. «Сегодня очень мало фирм с «белой» зарплатой. Выбора не остаётся, надо на что-то жить», — соглашается менеджер по товару и претензиям из Москвы. «Она везде», — заявляет рабочий из Иркутска. «Потому что уже много лет других вариантов в строительстве и многих отраслях не бывает», — поддерживает плотник-бетонщик из Иркутска. «А какая разница, «белая» она или «серая»! Лишь бы приличная была. Да и где платят «белую» зарплату? Назовите хоть одну компанию в России, которая работает строго согласно законодательству?», — спрашивает корректор из Москвы. Впрочем есть и те, кто одобряет «серую» зарплату из принципа. «Так как считаю необязательным кормить институт власти, который меня обкрадывает постоянно», — говорит начальник отдела IT сопровождения из Тюмени. А начальник службы по информационным технологиям из Москвы согласится на такой вариант, если она будет больше нынешней в 2 раза: «Кредиты я не беру. Много лет работал на государство, надо поработать на себя».
Противников зарплат «в конверте», по данным того же опроса, насчитывается порядка 31%. В основном их позиция продиктована желанием иметь социальные гарантии, а также уважительным отношением к букве закона. «Я думаю о семье и пенсии», — подтверждает главный механик из Туапсе. «Я законопослушный гражданин», — сообщает доцент кафедры из Ульяновска. «От цвета зарплаты зависит соцпакет», — замечает начальник цеха по ремонту технологического оборудования из Набережных Челнов. «Налоги и отчисления, какие бы они ни были, должны уплачиваться государству. Я русский и хочу жить в России, в которой должно быть бесплатное образование всех уровней, бесплатная медицина, армия, милиция и другие социально значимые проекты», — считает заместитель управляющего гипермаркетом по безопасности из Калуги. «Налоги пусть снизят и расстреливают, как в Китае, за расхищение бюджетных средств, тогда будут вам «белые» зарплаты», — предлагает метрдотель из Санкт-Петербурга.
Впрочем, хоть тех, кто «против», и меньше, но стоит отметить положительную тенденцию: за последние несколько лет число желающих получать «серую» зарплату, по данным опросов Исследовательского центра портала «Superjob.ru», заметно уменьшилось. В феврале 2009 года — таких насчитывалось 60%. За 4 года ряды сторонников зарплат «в конверте» сократились на 13%. Соответственно, за этот период увеличилось число тех, кто отказывается работать за «серую» зарплату. Рост произошёл на 10% (с 21% в феврале 2009 года до 31% в марте 2013), а оставшиеся 3% отошли к «сомневающимся» (с 19% — в 2009 до 22% — в 2013).
Чем можно объяснить такие изменения? «В качестве основной причины я бы выделила повышение грамотности сотрудников в вопросах трудовых прав, а отсюда и то, что теперь они отлично представляют все последствия получения зарплаты в конвертах: нестабильность, когда всегда есть сомнения «выдадут-не выдадут» и по каким правилам проведут расчёт, минимальная пенсия, проблемы с получением кредита или даже визы, чтобы выехать за границу. К слову, такая тенденция не может не радовать, это значит, что наше общество развивается. Базовые потребности уже удовлетворены, когда главное — было получить деньги и неважно каким способом. Теперь люди выходят на более высокий уровень, когда у них появляются потребности в безопасности, стабильности», — полагает главный редактор кадровой справочной системы «Система Кадры» Вероника Шатрова.
«Основных причин, на мой взгляд, несколько. Первая из них — это то, что большинство молодых и опытных специалистов стремятся улучшить свои жилищные условия, решить другие проблемы, которые требуют дополнительного финансирования, т.е. берут кредиты в банках. Вторая, основная, причина связана с состоянием самого общества: оно становится всё менее криминальным, люди честно работают и стремятся легально тратить свои доходы. И третья причина связана с определёнными гарантиями, которые предоставляет работодатель, обеспечивая сотрудника полностью официальной заработной платой: таким образом, работники пытаются обезопасить себя и свои семьи», — утверждает руководитель направления «IT и Телекоммуникаций» кадрового холдинга «Империя Кадров» Алевтина Гаврюшина.
«Серьёзное влияние на отказ от «серой» зарплаты (помимо причин, перечисленных респондентами в рамках опроса) оказывает распространение потребительского кредитования и, в первую очередь, ипотеки. Несмотря на то, что банки принимают подтверждение дохода и в произвольной форме, официальная справка позволяет получить более выгодные условия кредитования. А важнейшим фактором, конечно, является забота о пенсии. Не случайно среди респондентов, предпочитающих «белые» зарплаты, так много людей в возрасте», — дополняет партнёр BDO в России Елена Хромова.
«Серые» компании: угроза роста
Однако, стоит отметить, что количество «согласных» или «несогласных» с «конвертными» зарплатами не определяет число фирм, которые эти зарплаты выплачивают. А их точную, официальную цифру вряд ли кто-то сможет озвучить. Но если опираться на оценочные представления и ориентироваться на существующие тенденции развития ситуации, то, по мнению экспертов, оптимистичные настроения находятся под угрозой срыва. «К сожалению, тенденция к уменьшению числа «серых» компаний не очень явная. Этому «способствует» не только российское законодательство, но и стремление экономить на других (есть, к сожалению, такая черта у российских бизнесменов). И если многие крупные компании, имеющие положение на рынке, которое «обязывает», идут по пути сокращения «серости» заработных плат, то средние и небольшие компании в «серых» окладах видят «хорошую возможность экономии средств» и получения сверхприбыли», — уверена Алевтина Гаврюшина.
«Основная причина выплаты зарплаты «в конвертах» — это желание бизнеса сэкономить на налогах. И когда зарплатные взносы в 2011 года возросли почти на 30%, то это привело к неизбежному. Работодатели оказались не готовы высвободить значительные средства на расчёт с бюджетом и при этом продолжать комфортное существование. У многих, особенно если говорить о малом бизнесе, встал выбор: или прекращать деятельность вовсе из-за её убыточности, или уходить в тень! В настоящее время ситуация такова. Компании, которые нацелены на развитие, имеют долгосрочную стратегию, заботятся о своей репутации и сотрудниках, они, конечно же, выстраивают отношения по-честному и стараются избегать «конвертных» выплат. Если речь идёт о компаниях-однодневках, созданных под реализацию отдельных проектов и направленных на сиюминутную наживу, то в таких — велика вероятность «серых» зарплат», — добавляет Вероника Шатрова.
«В последние 4 года количество таких фирм сократилось, что связано с поэтапным выводом зарплат из тени после введения плоской шкалы налогообложения. Однако последние изменения в размерах страховых взносов могут развернуть этот процесс вспять, особенно для мелкого бизнеса», — опасается Елена Хромова.
К этому нам остаётся добавить ещё пару слов. Какую бы зарплату сотрудники ни выбрали и какую бы компании — ни выплачивали, у тех и у других есть право выбора. Главное, чтобы в основе этого выбора лежал правильный ориентир, нацеленный на соблюдение прав и социальных гарантий граждан, которые предусматриваются по закону.
Светлана Башурина