востребованность бизнес-образования на российском рынке труда: встречают «по одёжке», а провожают по уму?Принято считать, что бизнес-образование даёт его обладателю не только статус и престиж, но и открывает массу заманчивых перспектив. К одной из таких возможностей работодатели относят ощутимый рост уровня зарплаты. Однако эксперты отмечают, что обладателей дипломов МВА ценят не за наличие «корочки», а за их практический опыт.

Диплом имеет значение

Для любого работодателя ценный сотрудник — тот, кто в имеет в своём багаже приличный уровень знаний и опыта. Чем выше уровень этих показателей у специалиста, тем больше будет его ценность на рынке труда. В последние несколько лет значимый вес к имеющемуся багажу стало добавлять и наличие бизнес-образования у специалиста/соискателя.

Этот факт подтверждает и социостатистика. По данным опроса компании «HeadHunter», 64% работодателей отметили, что в их компании востребованы специалисты, имеющие бизнес-образование. При этом 32% руководителей отдают предпочтение МВА западной бизнес-школы, 23% — МВА российской бизнес-школы, 15% — РМВОК/АССА, 7% — краткосрочным курсам (в том числе ЕМВА и miniMBA). А для 43% школа бизнес-образования не имеет значения.

Если же взглянуть на соотношение уровня образования и занимаемой позиции, то стоит отметить, чем выше ступень в карьерной лестнице, тем большее количество работодателей хотели бы видеть на ней сотрудников с бизнес-образованием. Наличие МВА наиболее востребовано на позициях высшего руководства и топ-менеджмента (74%), далее следуют руководители отделов подразделений (50%), высококвалифицированные специалисты (33%) и замыкают цепочку молодые специалисты (14%).

Востребованность бизнес-образования на российском рынке труда отмечают и наши эксперты. «Дополнительное образование имеет большую актуальность в последние пять лет. Особенно это касается высокоинтеллектуальных, динамично развивающихся и особо конкурентных индустрий: Retail, FMCG, IT/Telecom, услуги по продвижению, брендингу, консалтинг в сфере стратегий, менеджмента, юридический и финансовый консалтинг (аудит/бухгалтерия). Важно отметить, что чем выше статус должности, тем важнее наличие дополнительного образования. Маркетинг и продажи, далее — IT, юридические и финансовые должности», — комментирует партнёр компании «Alex Primus», член НП «Эксперты Рынка Труда» Марат Яфизов.

«В России престиж бизнес-образования напрямую связан с известностью и популярностью бренда МВА, а также с развитием рынка делового образования в целом. Наличие диплома МВА крайне важно для международных компаний и является жёстким требованием к претенденту на топ-позицию. Впрочем, и для российских работодателей это дополнительное конкурентное преимущество при приёме на работу. В нашей практике взаимодействие с клиентами из десяти запросов на наличие у соискателя международного бизнес-образования приходится шесть запросов на наличие российского бизнес-образования. Нужно отметить, что многие работодатели ценят не диплом МВА, а практические результаты, достижения в работе», — сообщает заместитель генерального директора консалтинговой группы «Roota» Елена Егорова.

«Основным показателем эффективности кандидата и его веса на рынке является по-прежнему опыт работы. Наличие деловых контактов и знание конъюнктуры рынка в этой связи обязательны. Если кандидат отвлекается на обучение и отрывается от практики на продолжительный период, то, скорее всего, его контакты теряют свою актуальность и кандидат выпадает из бизнеса, что впоследствии может сыграть против него на рынке труда. Данная картина особенно характерна для компаний реального сектора. Здесь МВА хорошо иметь, но не обязательно. Иная ситуация в инвестиционных и банковских структурах, а также иностранных организациях. Здесь наличие диплома МВА и другого высшего образования такого же уровня ценится гораздо выше», — подчёркивает консультант банковской практики хедхантинговой компании «Morgan Hunt» Анна Ким.

Между тем, у бизнес-образования есть свои специфические особенности. «Следует разделять программы бизнес-образования на два направления: отраслевые и функциональные. Отраслевая программа МВА востребована, но это образование имеет ценность лишь «в руках» специалистов высшего уровня — топ-менеджеров — всех тех, кто принимает принципиальные решения, влияющие на бизнес в целом. Такие «бизнес-образованные» специалисты должны обладать стратегическим мышлением, т.е. не столько понимать, как отстраивать процессы внутри компании, сколько иметь чёткое представление, где компания окажется условно через 5 лет, и какие действия необходимо предпринимать прямо сейчас, чтобы будущее положение компании стало максимально привлекательным. Если же говорить о функциональной программе (выделяют финансы, логистику, маркетинг и т.д.), то это отличный инструмент в руках специалистов, отвечающих за результат отдельных ключевых направлений», — замечает младший консультант департамента «Финансы и Аудит» хедхантинговой компании «Cornerstone» Евгения Митряева.

За диплом — «коня и полцарства в придачу»?

Вместе с тем бытует мнение, что помимо статуса бизнес-образование даёт его обладателю приятный материальный бонус: чем престижней бизнес-школа, тем и солидней будет прибавка. Эту точку зрения подтверждают и данные всё того же опроса компании «HeadHunter». Так, 30% работодателей заявляют, что выпускники западной бизнес-школы в среднем могут рассчитывать на увеличение зарплаты в пределах от 20 до 75 процентов. При этом половина из них озвучивает порог с 20 до 50%, а другая половина готова предложить от 50 до 75%. Максимальное же увеличение зарплаты свыше чем на 75% обещают 8% руководителей. Для выпускников российских бизнес-школ средняя прибавка варьируется от 10 до 50%, о ней говорят 38% работодателей. А вот об увеличении зарплаты более чем в 1,5 раза упоминает лишь 3% начальников. Специалисты, прошедшие краткосрочные курсы или получившие другое бизнес-образование, в среднем могут рассчитывать лишь на увеличение зарплаты в пределах 10 — 20%. Такой порядок зарплат им готовы предложить 23 — 24% работодателей. Кстати, именно в этих двух категориях больший процент руководителей компаний, которые отмечают, что данное бизнес-образование никак не влияет на уровень зарплаты (59% и 54% соответственно).

Социостатистика социостатистикой, интерпретировать её данные можно по-разному. Вопрос остаётся открытым: действительно ли наличие бизнес-образования влияет на уровень зарплаты специалиста? Мнение экспертов на сей счёт разделилось. Одни считают, что бизнес-образование делает рыночную стоимость сотрудника более высокой. «Согласно последним аналитическим отчётам экспертов консалтинговой группы «Roota», наличие бизнес-образования повышает доход специалиста примерно на 20 — 25%. При этом наличие западного бизнес-образования даёт перспективы роста зарплаты на 25 — 30%. Кандидатов с бизнес-образованием ищут на позиции высшего руководства и топ-менеджмента (65% от всего объёма вакансий), на должности руководителей отделов и подразделений (40%)», — делится данными Елена Егорова.

«Как и наличие свободного английского языка, бизнес-образование создаёт добавочную стоимость кандидату и вполне может увеличить его доход на 20 — 30%», — добавляет Марат Яфизов.

Другие же уверены в том, что между понятиями «бизнес-образование» и «высокая зарплата» не стоит спешить ставить знак равенства. Здесь, по их мнению, не последнюю роль будут играть и сопутствующие обстоятельства и факторы. «В целом на рынке труда наличие бизнес-образования на примере МВА не является критичным. Кандидата с дипломом могут даже оценить как дорогого для компании и сделать выбор в пользу другого претендента. В теории предполагается, что новенький диплом повысит рыночную стоимость его обладателя. Однако на практике ситуация зависит от совокупности качеств и компетенций кандидата, а также предпочтений работодателя», — утверждает Анна Ким.

По словам Евгении Митряевой, прежде всего необходимо определиться с причинами, побудившими получить бизнес-образование. «Для многих МВА определяется статусом, возможностью «повариться» в бизнес-среде, получить новые знания и систематизировать старые. Таким образом, «новые знакомства» + «новые знания» = «новые возможности», т.е. профессиональный рост и, как следствие, увеличение уровня дохода. Однако, ожидать мгновенного увеличения количества новых предложений или резкого повышения компенсаций не следует, потому что для работодателя определяющим фактором является не наличие «корочки» у соискателя, а уровень реальных знаний, подкреплённых необходимым опытом, которые могут помочь компании в достижении стоящих перед ней целей», — убеждена она.

Наличие «корочки» — не аргумент?

Эксперты не зря делают акцент не только на наличии бизнес-образовании специалиста, но и на его уровне реальных знаний и практического опыта. Хорошо, когда у сотрудника/соискателя имеется приличный уровень знаний, подкреплённый не менее значимым практическим опытом и профессиональными достижениями. В этом случае диплом — это не просто «корочка», а документ отработанный и доказанный на практике. В реальности же уровень образования и уровень компетенций специалиста не всегда могут совпадать. Так, по результатам опроса компании «HeadHunter», 48% работодателей приходилось нанимать на работу обладателей МВА и другого бизнес-образования. При этом в 31% случаев работник не соответствовал возложенным на него ожиданиям.

По мнению экспертов, при приёме на работу необходимо обращать не только на сами «корочки», но и на учреждение, выдавшее их. «Для того, чтобы оценить реальный уровень компетенций специалиста, следует обратить внимание на само учреждение, в котором последний получил бизнес-образование. Так, западные школы являются своего рода гарантом качества, так как уже на входе предъявляют высокие требования к соискателям», — отмечает Евгения Митряева.

«Бумага о дополнительном образовании — лишь часть успеха. Бум 2009 — 2011 годов, когда МВА был обязательным требованием для многих должностей, спадает. Теперь важно то, какую школу прошёл человек: Stockholm School, ВШЭ, Московская школа бизнеса при Президенте РФ, университет Антверпена, INSEAD. Качество образования за рубежом в плане повышения квалификации сейчас более востребовано», — присоединяется Марат Яфизов.

Вместе с тем, по мнению экспертов, при трудоустройстве не стоит слишком сильно полагаться на силу и влияние «корочек». «Наличие степени МВА не является гарантией трудоустройства. При этом следует отметить, что соискатели часто выбирают образование МВА как дополнительное. Например, основная специальность может быть «биохимия», а бизнес-образование — в маркетинге. В этом случае кандидат может претендовать на позиции, связанные с продвижением продукции в сфере фармацевтики или лабораторного оборудования. Нахождение на стыке двух отраслей обеспечивает большую востребованность кандидата, — рассказывает Елена Егорова. — В целом для «топовых» позиций, где важны профессиональные и управленческие навыки, чем шире образование, тем лучше. Востребовано дополнительное образование в сфере управления, стратегического развития бизнеса, финансовых рисков и т.п. Для многих работодателей МВА если не критерий профессионализма, то показатель стремления кандидата к совершенствованию своих знаний, стремление к росту. Эти компетенции очень ценятся на «топовых» позициях. Даже если работодатель говорит, что МВА не важен, то при сравнении двух кандидатов, при прочих равных условиях, предпочтение будет отдано кандидату с МВА».

Всё покупается и продаётся?

Итак, получается, что в каждом случае всё индивидуально и на первый план выходят знания, опыт и профессиональные заслуги специалиста, диплом МВА идёт же как дополнение. Однако некоторые пытаются подменить понятия и поставить всё с ног на голову для достижения своих целей. Речь идёт о сомнительного рода организациях, которые без зазрения совести предлагают купить необходимые «корочки». Основной посыл таких ресурсов: зачем тратить время и деньги на обучение, когда можно просто купить нужный диплом и все проблемы при этом будут решены, а пути к достижению вершин карьерной лестницы открыты. Цена вопроса? Некоторые сервисы в открытом доступе указывают цену за диплом МВА в пределах 18000 — 23000 рублей, другие информируют о зарегистрированных дипломах, однако не озвучивают их цену, ограничиваясь расплывчатым понятием «дорогостоящее удовольствие».

Действительно ли покупка диплома решает все вопросы? Вряд ли. Без знаний и опыта такой диплом в руках у специалиста просто «корочка», которая фиктивно подтверждает наличие профессиональных компетенций у её обладателя. На деле же, в лучшем случае, если кандидату вдруг удастся трудоустроиться, то она («корочка») спасёт только на первое время, а далее, если специалиста в процессе работы не подтвердит заявленный профессиональный уровень, то с работодателем придётся попрощаться. В худшем же варианте развития событий сотрудника может ждать уголовная ответственность.

«Заключая трудовой договор, будущий сотрудник среди прочих документов должен предъявить работодателю диплом об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. Это требование статьи 65 Трудового кодекса РФ. Если сотрудник при трудоустройстве предоставил поддельный документ об образовании, то его действие подпадает под п. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ. Использование заведомо подложного документа наказывается штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. Кроме того, если сотрудник представил работодателю подложные документы или указал заведомо ложные сведения при заключении трудового договора, то это уже основание для прекращения трудового договора по инициативе работодателя (п. 11 ст. 81 ТК РФ)», — уточняет партнёр правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнёры» Дмитрий Терентьев.

«Хотелось бы отметить, что в данной ситуации сотрудник не несёт ответственности за приобретение диплома МВА, она наступает за использование данного диплома. Однако здесь есть свои нюансы. Если специалист приобрёл «корочки» для своего статуса и самоутверждения и предоставил их при трудоустройстве, то это один момент и это его право. Другой момент, если речь идёт о трудоустройстве, где право на получение должности регламентировано наличием соответствующего диплома об образовании. Если право на должность получается по подложным документам, то в случае выявления данного факта работник будет нести ответственность по ст. 327 ч. 3 УК РФ», — акцентирует внимание адвокат, управляющий партнёр Московской коллегии адвокатов «Легис Групп» Максим Домбровицкий.

Не стоит полагать, что организации, предлагающие приобрести различного рода дипломы, в случае выявления факта подделки останутся безнаказанными. «Часть 1 статьи 327 УК РФ предусматривает наказание за изготовление, подделку и сбыт дипломов, равно как и других документов, а также государственных наград, штампов, печатей, бланков. Изготовителю «фальшивок» грозит ограничение свободы на срок до двух лет либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет», — информирует Дмитрий Терентьев.

Помимо этого, по словам Максима Домбровицкого, компания может нести ответственность и по факту мошенничества (ст. 159 УК РФ), если она вводила клиентов в заблуждение относительно подлинности предоставляемых документов.

Подводя же итог, хочется отметить, что каждый сам выбирает по какому пути идти в достижении поставленных целей. Однако лучше путь знаний и опыта, полученных «потом и кровью», с заслуженной наградой в оконцовке, чем лёгкий путь с сомнительными гарантиями и туманными перспективами.

Светлана Башурина

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям.
Общайтесь со мной:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR

      -180х120.jpg
  • Реклама

Switch to our mobile site