дружба между руководителем и сотрудниками: злоупотребление чревато последствиями?Как показывает жизненная практика, дружба между начальством и подчинёнными — довольно-таки частое явление. Хотя в среде человеческих взаимоотношений дружба имеет позитивный фон, однако, по мнению экспертов, применительно деловой среды — это медаль с оборотной стороной. Снизить влияние её разрушительного эффекта поможет соблюдение определённых рамок и границ, которые не следует переступать, а также субординации.

В повседневной жизни природа человеческой дружбы имеет положительные задатки. Но стоит её перенести в плоскость деловой среды и восприятие принимает несколько иной контекст. Особенно это заметно во взаимоотношениях между руководителем и сотрудниками. Давайте разберёмся: дружба с начальством — это хорошо или плохо?

Есть ли «неравная» дружба на работе?

Для начала обратимся к социостатистической картинке. По данным опроса компании «HeadHunter», 72% респондентов связывают с начальством хорошие взаимоотношения. При этом 10% заявляют, что они со своим начальником — настоящие друзья, а 62% отмечают, что они с ним не дружат, но поддерживают дружеские отношения. 20% сообщили, что они не дружат с руководителем. Лишь 8% затруднились определить статус своих взаимоотношений с начальством.

«В настоящее время всё большее количество компаний переходят на европейские стандарты управления человеческими ресурсами. Поэтому и дружеские отношения между подчинёнными и руководителем мы можем наблюдать чаще, нежели ещё каких-то 5 — 10 лет назад», — комментирует старший партнёр компании «Tom Hunt» Владимир Якуба.

«На сегодняшний день дружба между руководителем и сотрудниками — явление нередкое. Вариантов зарождения этой дружбы существует несколько. Одни коллеги за долгие годы работы в команде действительно становятся друзьями и в момент повышения одного из них до руководителя сохраняют эту дружбу. Другие руководители предпочитают приглашать к себе в команду знакомых, друзей, коллег из предыдущих мест работы, нежели нанимать сотрудников со стороны. Соискатели при выборе места работы достаточно большое значение уделяют атмосфере в коллективе и при прочих равных условиях делают выбор в пользу компании с демократическим стилем управления (преобладающим в большинстве компаний на рынке на текущий момент), где развитие дружбы между менеджером и сотрудником естественно. Практика показывает, что сотрудники работают продуктивнее, когда их окружают коллеги, с которыми им приятно общаться», — делится наблюдениями руководитель проектов компании «Consort Staff Selection Moscow» Кристина Елисеева.

«Действительно, нередко доверительные отношения, установившиеся между руководителем и подчинёнными, перерастают в дружбу. Обычно это случается, когда в рамках компании или конкретного департамента/отдела возникает много сложных проектов, которые требуют совместной командной работы. Именно в процессе работы над такими общими задачами, например, подготовкой и организацией мероприятия, люди сплачиваются — независимо от того, кто и какой статус занимает в команде», — подтверждает директор по маркетингу и PR кадрового холдинга «Империя Кадров», НП «Эксперты Рынка Труда» Юлия Денесюк.

«По моему мнению, слово «дружба» в разрезе начальства и подчинённого в настоящем его проявлении возникает не часто. Настоящая дружба — редко может возникнуть в рабочей среде, особенно на разных уровнях управленческой вертикали. Но такое, безусловно, встречается. Взаимоотношения между руководителем и сотрудниками можно назвать скорее партнёрством. И такое партнёрство может быть абсолютно разным. Кто-то выстраивает тоталитарный режим на предприятии, кто-то, наоборот, даёт полную свободу, кто-то пытается выстроить доверительные партнёрские отношения на всех уровнях компании. В моём понятии слово «партнёр» — это не всегда успешный сотрудник с определённым процентом прибыли компании, но скорее человек, взаимодействуя с которым компания получает свои выгоды, а сотрудник — свои, такие как повышение своего материального положения, профессионального опыта, расширения кругозора и духовной составляющей», — убеждён управляющий директор компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников.

Дружба с начальством: рабочие «плюсы» и «минусы»

Теперь стоит непосредственно обсудить «плюсы» и «минусы» дружбы между начальством и подчинёнными. Стоит отметить, что это не двухсторонние взаимоотношения, так как здесь ещё есть третья сторона — работа, рабочий процесс. Именно через её призму проявляются позитивные и негативные стороны дружбы. Как она выглядит в представлении россиян? По данным всё того же опроса компании «HeadHunter», 46% рядовых сотрудников находят, что дружба между начальником и подчинёнными создаёт благоприятную атмосферу в коллективе и идёт на пользу рабочему процессу. Также считают и 17% руководителей. 24% работников полагают, что такая дружба вредит рабочему процессу и вообще может развалить коллектив. Их точку зрения разделяет 46% управленцев. 14% склоняются к версии, что дружба никак не влияет на рабочий процесс. К ним присоединяются 17% директоров.

В общей сложности получается, что больший процент россиян считает, что дружба вредит рабочему процессу. Как это может проявляться? 63% россиян уверено в том, что начальник будет спускать такому подчинённому все промахи и провалы. 58% думают, что подчинённые хуже работают, так как знают, что им всё сойдёт с рук. 51% настаивает на том, что подчинённые пользуются своим положением. 36% считают, что из-за нежелания сотрудника подчиняться руководителю может быть нарушен рабочий процесс и может развалиться коллектив. А 33% предполагают, что к этому может привести зависть со стороны других подчинённых.

А что на этот счёт скажут наши эксперты? «Наверное, у каждого руководителя существует собственное мнение на этот счёт. Определённо, когда в коллективе хорошие, дружественные отношения между руководителем и сотрудниками, то все чувствуют себя частью одной команды, что позволяет добиваться лучших результатов в работе. Но зачастую дружба мешает принять верное решение для дальнейшего развития деятельности и достижения высокой результативности работы компании, порождая конфликт интересов. Руководитель не всегда способен объективно оценить ситуацию по отношению к сотруднику-другу. Иногда менеджеру становится неудобно делать замечания и корректировать работу подчинённого, что приводит к выходу ситуации из-под контроля и демонстрирует непрофессионализм обоих», — утверждает Кристина Елисеева.

«У каждой медали две стороны — одно из моих устойчивых выражений. С одной стороны, работать в коллективе, в котором нет страха перед лицом руководителя, когда в любой момент можно прийти к нему в кабинет за советом и попросить помощи в решении непростой задачи — всегда только в плюс как личностному и профессиональному росту сотрудника, так и развитию компании в целом. С другой стороны, всему нужно знать меру. Дружеские отношения между руководителем и подчинёнными могут сильно «расхолаживать» работника. Последствия могут быть самыми разнообразными: плохая дисциплина, превышение должностных полномочий, либо, наоборот, халатность к рабочим задачам. По моему мнению, необходимо соблюдать золотую середину: комбинировать дружеские и рабочие отношения, но в то же время чётко выстроенная иерархия должна присутствовать всегда», — замечает Владимир Якуба.

«Двуполярность» дружбы с начальством отмечают и другие эксперты. «С одной стороны, есть преимущества такой «дружбы»: доверие, которое устанавливается между людьми, и командный дух помогают эффективнее решать вопросы. Так, руководитель более легко «отпускает» (делегирует) сложную задачу своему подчинённому-другу, исключая лишний контроль процесса. А коллега-подчинённый, в свою очередь, чувствует себя более уверенным, более свободно проявляет инициативу и самостоятельность», — подчёркивает Юлия Денесюк.

Однако, по её словам, часто дружеские отношения, возникающие между коллегами, не очень положительно сказываются на результатах и качестве работы. Это касается как взаимоотношений коллег одного уровня, тесно связанных по работе и задействованных в одном проекте/одном отделе, так и ситуации «начальник-подчинённый». «Именно потому, что в процессе работы над одной задачей у каждой из сторон могут возникать разные видения и решения проблемы, соответственно, могут появляться разногласия и споры. Это, в принципе, обычный рабочий процесс, ведь, как известно, в споре рождается истина. Но нормой это является тогда, когда между шефом и его сотрудником установились обычные рабочие отношения, предполагающие соблюдение субординации и формальность общения. Если такие разногласия возникают между двумя друзьями, то здесь уже возникает не только негатив/недовольство, но и обида, что, в принципе, недопустимо в рабочем процессе. Не случайно многие опытные бизнесмены советуют никогда не открывать совместный бизнес с друзьями. Такие проекты часто не выдерживают и быстро либо «прогорают», либо заканчиваются «разводом друзей» (разделение бизнеса либо продажа своей доли), после чего бывшие друзья перестают общаться», — высказывает мнение эксперт.

Дружба, ассоциируемая с партнёрством, также имеет «две стороны». «Дружба, она же партнёрство, при правильном понимании обеими сторонами границ такой дружбы приводит к улучшению результатов, особенно в области консалтинга, где в основе всего лежат не регламентированные технические процессы, а человеческие взаимоотношения. Здесь важно установить такие границы с работниками, чтобы всегда было понятно, когда шутки и дружба заканчивается и начинается серьёзная работа или разбор полётов, а когда можно пошутить и устроить brainstorming «без погон», — рассуждает Владимир Телятников. — С другой стороны, часто бывая на производственных площадках, не могу не отметить, что с работниками другого сегмента (производство, логистика и т.д.) лучше не вступать в доверительно-партнёрские отношения, а устанавливать строгий регламент работ и строжайшее его выполнение. Так как любая слабина, данная сотрудникам, может повлечь за собой полное неподчинение и отсутствие настроя на работу, а также желание «выехать» на начальнике. Наверное, это свойственно отчасти в любой сфере. В такой ситуации каждый руководитель сам решает, как ему поступать».

«Неравная» дружба: золотая середина где-то рядом...

Выходит, что если смотреть на ситуацию через призму рабочей обстановки, то дружба с друзьями «начальниками-подчинёнными» может сыграть злую шутку . Как не попасть в эту ловушку?

Советы экспертов

Что Вы можете посоветовать для того, чтобы дружба не оказывала отрицательное влияние на рабочий процесс и не испортила рабочую атмосферу в коллективе? Как сохранить дружеские отношения и при этом избежать напряжённой ситуации внутри коллектива?

Юлия Денесюк, директор по маркетингу и PR кадрового холдинга «Империя Кадров», НП «Эксперты Рынка Труда»:
«Безусловно, для руководителя очень важно создавать и далее сохранять доверительные отношения со своими сотрудниками. Помогать, направлять, «заряжать» своей харизмой, воодушевлять похвалой за настоящие достижения и победы подчинённого. Допустимы и совместные выходы за пределами офиса в кино, театр, на ужин в ресторан, но желательно со всей командой/отделом. В данном случае «сдруживается» вся команда, а это всегда положительно влияет на общий командный результат работы. Но для руководителя необходимо всегда соблюдать определённые границы в отношениях — грани, за которые не стоит впускать своих подчинённых. Пусть это будут условные границы, пусть отношения не будут жёстко формализованными, а будут более открытыми, добрыми и тёплыми, чем обычно принято между начальником и подчинённым. Тем не менее, эти границы должны быть».

Владимир Телятников, управляющий директор компании «Brightmen Solutions»:
«Коллектив — это срез общества. Тут есть и лидеры, и тихони, и всегда чем-то недовольные и, наоборот, сверхоптимисты, также из последнего веяния моды — стали появляться перфекционисты. Хорошо, если человек помимо громких слов нацелен на высокие результаты. В процессе работы нужно находить общий язык с каждым. Руководителю следует давать чёткие понятные задачи и вовремя спрашивать результат, при этом всегда быть готовым включиться в любую задачу и проблему, которая стопорит процесс работы сотрудника и уметь её решить быстро и/или эффективно. Необходимо предлагать сотрудникам прозрачную мотивацию как в материальном, так и в профессиональном плане. В этом случае то, что в этой статье называется дружбой может существовать и не портить рабочую атмосферу. Если же предлагается только дружба в виде рекламных проспектов и улыбчивого HR компании, а всё остальное остаётся за бортом, то напряжения не избежать».

Кристина Елисеева, руководитель проектов компании «Consort Staff Selection Moscow»:
«Важно не переходить границы и соблюдать субординацию. Не стоит забывать, что в рабочих стенах все мы прежде всего коллеги, и взаимоуважение должно главенствовать над дружескими отношениями. Между менеджером и сотрудником в первую очередь должно быть уважение, а не дружба».

Владимир Якуба, старший партнёр компании «Tom Hunt»: «Необходимо выделить некое количество времени, в которое работники могли бы наговориться вдоволь и обсудить темы не относящиеся к работе. Это могут быть корпоративы, пятничные посиделки в офисе либо подобная альтернатива. Что интересно, даже на таких неформальных встречах зачастую затрагивают рабочие темы. Это показатель того, что сотрудникам приносит удовольствие собственная работа и они чувствуют свою непосредственную причастность к компании».

Теория лучше познаётся на практике. Если советы наших специалистов кому-то помогут сохранить в рабочей обстановке идеальную модель взаимоотношений в паре «начальник — подчинённый», когда взаимодействие сопровождается дружеским оттенком и этот тон не мешает рабочему процессу, не переходит границы дозволенного, не подрывает «политику партии» и нормы корпоративной культуры, то тогда — это здорово. В этом случае получается, что эксперты вновь справились с поставленной задачей: подобрали нужный ключ к решению проблемы. ;)

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site