Дресс-код в российских компаниях: шаг влево, шаг вправо - расстрел?Дресс-код на сегодняшний день установлен во многих российских компаниях. Для одних это своего рода «визитная карточка», необходимая для поддержания имиджа компании. Для других — просто строгие ограничения, обусловленные деловой атмосферой. Всегда ли необходимо загонять рабочий стиль одежды в определённые рамки? Или можно обойтись без этого? Эти вопросы интернет-журнал «Деньги и Карьера» обсудил с экспертами.

Дресс-код стал неотъемлемым атрибутом бизнеса. Во многих российских компаниях вопрос, связанный с формой одежды сотрудников стоит не на последнем месте и ему уделяется достаточное количество внимания. Принцип «встречают по одёжке» действует и здесь. Этот факт подтверждают и данные социостатистики. По результатам опроса компании «HeadHunter», 71% компаний имеет свод правил, регламентирующий стиль одежды сотрудников. При этом в 35% случаев он есть, но он — негласный. А в 36% — он утверждён непосредственно в своде правил. И только 29% могут похвастаться тем, что его у них нет.

Если рассматривать рабочую атмосферу, то в большинстве случаев дресс-код будет ассоциироваться именно с деловым стилем одежды. По данным всё того же опроса, лишь у 48% компаний дресс-код предусматривает повседневную одежду, исключающую вульгарность и неуместность. Для остальных же 52% на первый план выходит деловая направленность. При этом для 44% из них — это только офисный или деловой стиль, не включая casual, а для 8% — форма или деловой костюм.

Результаты опроса компании «HeadHunter» показали, что как такового единого стандарта для дресс-кода — нет. Каждая компания при необходимости создаёт свой какой-то «шаблон». Другой вопрос: есть ли необходимость в строгой регламентации стиля сотрудников? «Прежде всего, необходимо определить, что мы подразумеваем под строгим стилем в одежде. Безусловно, если сотрудники всегда должны ходить в определённой форме или только в белых рубашках, это угнетает не только самого сотрудника, но и весь коллектив. Но если рассматривать банковскую или финансовую сферу деятельности компаний, то здесь строгий стиль в одежде необходим, так как это определяет статус самой компании», — утверждает специалист по поиску и подбору персонала кадрового холдинга «Империя Кадров» Анна Киселева.

«Я считаю, что регламент стиля одежды должен быть, а насколько он будет строгим — решать руководству компании. На мой взгляд, гораздо приятней зайти в офис, в котором у сотрудников опрятный «бизнес лук», нежели туда, где персонал одет «кто во что горазд» и выглядит как ему заблагорассудится. Думаю, что уместно будет провести параллель со школьной формой: я всегда был приверженцем классической школьной формы (не той, что в эскизах у Юдашкина, а самой настоящей школьной формы). Полагаю, что форма как и «бизнес лук» дисциплинирует, обязывает всегда быть в форме, помогает правильно себя позиционировать», — убеждён управляющий директор компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников.

Стоит отметить, что дело не ограничивается только на одной регламентации дресс-кода. Руководство многих компаний (92%) идёт дальше: оно следит за соблюдением установленных «рамок». При этом в 22% этот момент строго контролируется, в 70% — не особо жёстко.

Кстати, в случае отступление от нормы дресс-кода может последовать вполне серьёзное наказание. Так, к примеру, в 3% фирм систематические нарушения, вошедшие в привычку, могут привести к увольнению. В 6% — делается официальный выговор. В 8% — несоблюдение дресс-кода чревато штрафами. Для основной же массы компаний характерны всё-таки другие способы борьбы с «нарушителями». В первом случае (58%) сотруднику просто делается замечание. Во втором (42%) — никакие санкции к нему не применяются.

Чем же может быть обусловлена необходимость дресс-кода? В 42% случаях — компании заботятся о своём имидже. Вместе с тем многое зависит и от специфики сферы деятельности, например, в 34% — дресс-код считается стандартом. Руководство 20% компаний уверено в том, что дресс-код помогает поддерживать корпоративный дух. В 19% — полагают, что он позволяет сотрудникам комфортно взаимодействовать между собой.

Впрочем, сторонники найдутся и среди тех, кто против стандартов, рамок и каких-либо ограничений в одежде. При этом 34% из них объясняют это тем, что они заботятся о физическом и психологическом комфорте сотрудников. В 32% — просто теряются в догадках, зачем им может понадобиться дресс-код. В 16% уверены, что регламентация стиля одежды отрицательно сказывается на работоспособности сотрудников. 9% позволяют себе послабления на рабочем месте, так как у них клиенты и заказчики не приглашаются в офис. 6% компаний заявляют, что у них креативный коллектив, поэтому навязать дресс-код просто невозможно. В 3% организаций надеются на благоразумие специалистов. А ещё столько же (3%) с гордостью заявляют, что отсутствие дресс-кода — это исторически сложившийся факт для компании.

Вместе с тем сторонников и противников дресс-кода можно условно разделить на две категории. В первой основной ориентир направлен на интересы компании и её имидж. Во второй — проявляется забота по отношению к сотрудникам. Как же выбрать «золотую середину»?

Необходимо учесть «плюсы» и «минусы» дресс-кода с точки зрения рядового специалиста компании. «Безусловно, требования к сотрудникам фронт-офиса и бэк-офиса различны. Специалисты «фронт-офиса» — эта лица компании, для которых может быть введён довольно строгий дресс-код. Сотрудники же «бэк-офиса», на мой взгляд, могут иметь поблажки, так как с клиентами они не пересекаются, не представляют компанию и на внешних мероприятиях. Однако, важна разумная середина, какие-то ограничения должны распространяться на всех офисных сотрудников. Если у кого-то строгий дресс-код, а у другого — его совсем нет, то такая ситуация может привести к недовольству коллег и усиленному «расслоению» отделов, что является негативным фактором для работы компании», — считает Владимир Телятников.

По его словам, плюсы и минусы есть всегда и во всём. Однако если руководство компании не впадает в крайности, то с разумными требованиями всегда можно смириться. «Адекватное человеческое отношение к персоналу только добавит плюсов в глазах сотрудников. Меня очень удивило, к примеру, что некоторые компании в жаркое лето 2010 года не отошли ни на шаг от дресс-кода, не сделали послаблений, и бедные сотрудники в буквальном смысле «варились» в пиджаках и колготках. Возможно, в такой момент, правильней было отойти от строгих правил. Я, кстати, поддерживаю идею свободного дресс-кода по пятницам или, как вариант, джинсового дня! Во всём нужен баланс и здравый смысл!», — подчёркивает Владимир Телятников.

«Плюсы в том, что дресс-код играет незаменимую организующую роль. Соблюдение правил дресс-кода способствует дисциплине как самих сотрудников, так и даёт «сигнал» клиентам, что в данной компании соблюдается дисциплина. Дресс-код для клиента является подтверждением качества. Если к нему приходят разные люди из одной компании, узнаваемые по дресс-коду, у клиента появляется уверенность в том, что и стандарты качества обслуживания будут также стабильны. К минусам можно отнести то, что дресс-код не может подчеркнуть личную индивидуальность каждого человека, ограничивает тем самым креативный подход к выбору стиля одежды и, возможно, негативно сказываясь на производительности, активности, комфорте сотрудников компании», — полагает Анна Киселева.

Как заметили наши эксперты, в отношении дресс-кода должен использоваться принцип «золотой середины», то есть не стоит слишком переусердствовать с ограничениями, но и «вольности» должны быть в рамках разумного. В противном случае могут возникнуть различного рода казусы, которые либо имидж компании подпортят, либо отразятся на внутреннем комфорте сотрудников. «Если говорить об отрицательном имидже компании, то, конечно, несоблюдение дресс-кода может негативно повлиять на восприятие компании другими людьми. Например, если это банк, то нельзя приходить на работу в джинсах и майке. Хотя если это какое-нибудь креативное рекламное агентство, то строгий костюм может быть не всегда уместен на работе», — отмечает Анна Киселева.

В итоге самым оптимальным вариантом для сотрудника будет тот дресс-код, который не вредит ни имиджу компании и не создаёт неудобств для самого специалиста. «Самый удобный стиль одежды — это тот, который не будет сковывать человека в соответствии с его религиозными, моральными и этическими принципами и взглядами», — делает вывод Анна Киселева.

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site