мужчины и женщины на рынке труда: "война полов" или конкуренция по обстоятельствам?Ряд профессий имеет своё лицо: либо мужское, либо женское. Однако и тут временами случаются сдвиги и смещение ориентиров. По мнению экспертов, далеко не всегда смена профессиональной ориентации связана с призванием человека, в силу разных причин это может быть и просто «вынужденный шаг». Но если явление приобретает «массовость», то стоит ли говорить о «войне полов»? или это здоровая профессиональная конкуренция? Существует ли война за «топовые» позиции?

Профессия «с лицом»

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». В тоже время статья 2 Трудового кодекса РФ предусматривает «равенство прав и возможностей работников». Однако в силу специфики работы и выполняемых должностных обязанностей в ряде профессий о равенстве можно говорить с натяжкой. Почему именно «с натяжкой»? Трудоустроиться по ним могут все, но по факту получается господство того или иного пола в профессии. Они приобретают своё лицо: либо это чисто мужская профессия, либо — женская.

Исследовательский центр портала «Superjob.ru» изучил ситуацию со 104 самыми популярными профессиями на рынке труда. По результатам его анализа можно составить топ-рейтинг самых мужских и женских профессий. В «мужскую» десятку вошли такие профессии, как слесарь-ремонтник (100%), токарь, персональный водитель, главный энергетик, инженер-механик, оператор станков с ЧПУ (по 99%), инженер КИПиА (98%), прораб (97%), системный администратор и охранник (по 96%). В «женской» десятке оказались — секретарь-делопроизводитель (99%), кассир-операционист (98%), инспектор отдела кадров (97%), офис-менеджер (96%), библиотекарь, бухгалтер (по 95%), медсестра/медбрат (94%), главный бухгалтер (90%), парикмахер и психолог ( по 89%).

Кстати, если прислушаться к мнению экспертов на этот счёт, то топ-10 будет выглядеть несколько иначе. «Если брать во внимание всю нашу необъятную страну, то десятку самых популярных мужских профессий возглавят водители, далее по убыванию: полицейские, программисты, инженеры, спасатели МЧС, врачи, строители, повара, менеджеры по продажам, автослесари. Что касается женских профессий, то на первое место претендуют продавцы, затем идут: медицинские работники, бухгалтера, преподаватели, секретари, офис-менеджеры, флористы, стюардессы, операторы call-центра и домработницы», — полагает HR-бизнес партнёр кадрового холдинга «Империя Кадров» Светлана Белова. Разницу в рейтингах можно объяснить тем, что российский рынок труда не ограничивается рамками профессий, анализируемых в исследовании, и специальностей на нём представлено гораздо больше, соответственно, и общая «картинка» будет восприниматься по-другому.

Смена профессиональной ориентации

Вместе с тем, рынок труда не стоит на месте, время вносит в него свои коррективы. Рейтинг мужских и женских профессий также претерпевает свои изменения. Профессии «с лицом» постепенно начинают менять свою ориентацию: у женщин просыпается интерес к мужским специальностям, а мужчины начинают атаковать женские позиции. И это не единичный случай для какой-то отдельной профессии или сферы деятельности. Подтвердить процесс постепенного размывания профессиональных границ между лагерем мужских и женских профессий могут несколько конкретных примеров. «Мужские профессии стали женскими ещё в прошлом столетии, яркий пример — преподаватели и учителя, позицию которых раньше преимущественно занимали представители сильного пола, сейчас же основной преподавательский состав — женщины. Другой пример: кто бы мог подумать, что такая сугубо мужская профессия, как персональный водитель, вдруг станет популярна среди представительниц прекрасного пола? То же самое можно сказать о позиции «сисадмина» (айтишника), на которую женщины претендуют наравне с мужчинами, хотя ещё лет 5 назад об этом никто не мог и подумать», — подтверждает Светлана Белова.

«Ещё совсем недавно сфера информационных технологий считалась чисто мужской, но сейчас она всё больше привлекает женщин. Сегодня женщины стремятся программировать на платформе 1С, заниматься внедрением ERP-систем, обеспечивать информационную безопасность, разрабатывать и тестировать программное обеспечение. Конечно, в процентном соотношении доля женщин в этой области мала, и мужчины по-прежнему здесь лидируют, но динамика роста видна невооружённым глазом, — присоединяется руководитель отдела маркетинга компании «Coleman Services» Тамара Копачевская. — Профессия юриста, адвоката всегда была мужской, но сейчас более 60% специалистов в этой области — женщины, а что уж говорить про такие сферы, как туризм, PR, реклама, организация мероприятий, страхование — это сферы, где лидерство «захватили» женщины».

«Яркий пример — девушки таксисты. Согласитесь, это бросается в глаза и вызывает некое удивление. Причём оно связано не с тем, что я сомневаюсь в успешном трансфере из точки А в точку Б, а именно в несоответствии образа женщины — образу таксиста. А вот на таких издавна «женских» позициях, как бухгалтер, менеджер по подбору персонала я всё чаще замечаю мужчин. Если раньше это были единичные случаи, то теперь всё чаще можно встретить представителей сильного пола. Полагаю, что смещение интересов или «вынужденные шаги» не всегда связаны с истинным призванием (а таких случаев немало): многие стараются заработать и устраиваются туда, куда возьмут, или же где есть знакомства и протекции», — уверен руководитель направления «Массовый подбор, аутсорсинг» компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников.

Какова же на этот счёт статистика? По данным Исследовательского центра портала «Superjob.ru», профессиональное соотношение между мужчинами и женщинами на позиции учителя будет 15% к 85%, персонального водителя — 99% к 1%, системного администратора — 96% к 4%, программиста 1С — 79% к 21%, консультанта по внедрению ERP-систем — 59% к 41%, специалиста по информационной безопасности — 88% к 12%, юриста — 38% к 62%, менеджера по туризму — 12 к 88%, PR-менеджера — 25% к 75%, менеджера по рекламе — 27% к 73%, event-менеджера — 28% к 72%, менеджера по страхованию — 20% к 80%, бухгалтера — 5% к 95%, менеджера по подбору персонала — 17% к 83%. Такое распределение сил по различным специальностям создаёт своеобразную «картинку». Там, где количество мужчин или женщин по позиции попадает в предел от 1% до 10%, можно говорить о пробуждающемся интересе к определённой сфере деятельности. Предел от 10% до 30% свидетельствует о попытках атаковать ту или иную специальность и закрепить своё положение в ней. А вот предел от 40% до 50% и выше означает нарастающую конкуренцию и борьбу за лидирующие позиции в профессии.

«Война полов» или конкуренция?

Существует ли «война полов» в различных сферах трудовой деятельности? «Слово «война» я бы не стала использовать, оно всегда несёт в себе негативную составляющую, направленную на разрушение, а не созидание. Поэтому мне ближе слово «конкуренция», поскольку здоровая конкуренция способствует развитию как личностному, так и профессиональному», — считает Тамара Копачевская.

Однако конкуренция не существует только в одной точке и на одной профессиональной позиции, она может расти и по мере продвижения специалиста по карьерной лестнице. Что происходит с «войной полов» в этом случае? «При построении карьеры существует не война полов, а война офисных самураев, которых ярко описал довольно известный автор. И пол здесь не главное. Значение имеют только амбиции человека, его совесть, возможность переступить границы ради достижения неких своих целей. На мой взгляд, амбициозность и карьеризм, направленные в верное русло, могут дать ошеломительный результат, но стоит только потерять бдительность или не дать выплеску этим качествам, то всё — жди беды. Начинается «подковёрная возня», которая только вредит бизнесу», — заявляет Владимир Телятников. ««Война полов» всегда была на руководящих позициях. Как бы женщины ни старались вести бизнес на равных с мужчинами, большая часть должностей, входящих в топ будет принадлежать мужчинам», — высказывает мнение Светлана Белова.

Тот факт, что управленческий сектор — это вотчина мужчин подтверждает и статистика. По данным исследования Исследовательского центра НП «Эксперты Рынка Труда», численное превосходство сильного пола наблюдается на таких руководящих постах, как генеральный директор (92%), коммерческий директор (75%), финансовый директор (67%), директора по продажам (64%), директор по логистике (84%), IT-директор (100%). Равное соотношение мужчин и женщин в топ-менеджменте наблюдается лишь на позициях исполнительного директора, PR-директора и директора по маркетингу. И только должность HR-директора можно назвать чисто женской (90%).

Несмотря на правовое равенство, чем можно объяснить такое распределение сил? «Если смотреть строго на цифры, то да — большинство топ позиций занимают мужчины, но если вернуться немного в прошлое и сравнить с тем, что было раньше, то становится очевидным, насколько больше женщины сейчас занимают руководящие посты. Почему же всё-таки сохраняется такой перевес со стороны мужчин? Если женщина хочет иметь семью, то ей придётся делать перерыв в карьере (и порой не один), уделять время воспитанию и обучению детей, что не всегда реально сочетать с интенсивным ритмом профессиональной сферы. Всё это так или же иначе сказывается на развитии её карьеры. Женщины не менее амбициозны, талантливы, профессиональны, чем мужчины, просто часто фокус в определённый момент смещается, так как высокий пост предполагает огромную ответственность, отсутствие личного времени, а значит в ущерб семье», — отмечает Тамара Копачевская.

«Преобладание мужчин на руководящих постах связано не с бытующим мнением: бизнес —  это мужская стезя, а, прежде всего, с тем, что быть боссом и отличной мамой очень тяжело, так как основное предназначение женщины — всё-таки материнство», — поддерживает Светлана Белова.

По мнению Владимира Телятникова, в зависимости от сферы бизнеса руководящие посты в равной степени занимают и мужчины, и женщины. «Я бы не стал утверждать, что все топ-менеджеры — мужчины, тем более в свете активной эмансипации общества», — говорит он. И добавляет: «Но нельзя не отметить, что некоторая часть женщин теряет интерес или возможность построения карьеры после самого главного события в жизни любого человека — рождения ребёнка. И со своей стороны отмечу, что не против подобного «карьерного роста»!».

Как отметили эксперты, хоть у женщин во многих случаях семья и выходит на первый план, тем не менее, численность представительниц прекрасного пола, желающих оказаться в кресле руководителя, медленно, но верно растёт. Так, к примеру, по данным Исследовательского центра НП «Эксперты Рынка Труда», за 4 года на 2% (с 5% в 2009 году до 7% в 2013 году) увеличилось число женщин, занимающих пост генерального директора, на 36% (с 14% до 50%) — исполнительного директора, на 7% (с 18% до 25%) — коммерческого директора. Желание «быть у руля» компании — вполне понятно. А если оно ещё и подкрепляется конкретными действиями, которые задают тон и выводят «корабль» на новый виток уровня развития, то это достойно уважения.

Что же помогает женщинам-руководителям отвоёвывать позиции? Есть ли разница в манере управления между директором мужчиной и женщиной? «Принципиальных отличий в мужском и женском стиле руководства, с моей точки зрения, нет, но есть определённые особенности, которые связаны с психологией женщин и мужчин. Женщины более гибки в руководстве и используют те стили, которые наиболее эффективны, не становясь последовательными приверженцами одного из них. Тогда как мужчины склонны строго придерживаться одной линии поведения. Мужчины более склонны к риску, тогда как женщины выстраивают более осторожные отношения со своими партнёрами. Но всё это косвенные вещи, так как лидерские качества имеют общую природу и не зависят напрямую от половых различий. В любом  случае успешный и профессиональный лидер должен уметь действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, быть готовым к изменениям, иметь способность к нововведениям, эффективно использовать навыки и способности других людей, противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию», — подчёркивает Тамара Копачевская.

«Лидер — существо «бесполое», он заводит людей, ведёт их за собой, ставит высокие цели и трудновыполнимые задачи и показывает на своём примере как их достичь! А вот будет это мужчина или женщина — не важно, главное — результат», — дополняет Владимир Телятников.
И с этим не поспоришь: всё так оно и есть.

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site