По официальным данным, на сегодняшний день из 2,57 млн. инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте, только треть является трудоустроенной. И большинство россиян считает, что государство уделяет недостаточно внимания проблемам инвалидов. Впрочем, с утверждением, что «в верхах» на проблемы трудоустройства инвалидов закрывают глаза, можно поспорить. С начала года как минимум три законодательные инициативы попали в поле зрения интернет-журнала «Деньги и Карьера». Они все направлены на улучшение ситуации, связанной с занятостью инвалидов. «Насколько они смогут её изменить?» — это уже другой вопрос.
Кадровый вопрос с ограничениями
По информации Министерства труда и соцзащиты РФ, в настоящее время в стране насчитывается порядка 12,8 млн. инвалидов. При этом из 2,57 млн. инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте, работает только 817,2 тыс. человек или 31,9% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Стоит отметить, что уровень занятости населения в стране составляет 75% от количества трудоспособных граждан. На этом фоне статистика по трудоустройству людей с ограниченными возможностями выглядит несколько удручающей. «Проблема трудоустройства инвалидов является одной из самых острых», — подчёркивается в сообщении Минтруда РФ. Также в нём отмечается, что перед государством стоит задача повысить уровень трудоустройства инвалидов до среднего показателя по всем категориям безработных граждан: «Для этого требуется создать условия для инвалида, способного и желающего работать, при которых он сможет найти свою профессиональную траекторию и трудоустроиться на адаптированное к его специальным потребностям рабочее место».
Для выявления потребностей неработающих инвалидов по приказу Минтруда РФ в различных регионах местными органами исполнительной власти был проведён выборочный опрос. В ходе него выяснилось, что 77% опрошенных инвалидов нуждается в трудоустройстве или смене работы, при этом около 5% хотят открыть своё собственное дело, а порядка 20% — пройти профессиональное обучение. Также в опросе отмечается, что инвалиды испытывают большие трудности в поиске работы: «доля инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56%, в том числе ищущих работу более 3 лет — около 26%».
С наличием проблемы трудоустройства инвалидов согласны и наши эксперты. «В отношении инвалидов вопрос трудоустройства всегда был непростой. Конечно, любому работодателю проще, когда в компании работают люди без серьёзных проблем со здоровьем. Диагноз, по которому присвоена инвалидность, безусловно, играет большую роль. Но есть много специальностей или задач, с которыми может справиться и работник с ограниченными возможностями. Всё зависит от того, что будет удобно и комфортно делать самому человеку. Например, возможен вариант фриланса, когда человек сам планирует своё время и организует своё рабочее место. Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд правил. При этом, конечно же, компания получает льготы. Кстати, есть компании, которые принимают на работу только инвалидов. Но важно не просто найти работу, а чтобы она ещё и приносила удовлетворение. Поэтому людям необходимо осваивать новые специальности, по мере возможности реализовывать свой потенциал», — считает руководитель индустриального направления кадрового холдинга «Империя Кадров» Светлана Куличева.
«Главная проблема в трудоустройстве инвалидов — это проблема в наших головах и, к сожалению, изменить этот подход в один день, или даже за один год, не получится. Что мы знаем об инвалидах? Ничего! Если провести опрос населения на тему «Кто такие инвалиды?», то уверена: всплывёт образ «беспомощного человека», преимущественно в инвалидной коляске, который неизменно приносит больше хлопот, нежели пользы. И зачем, спрашивается, такого брать на работу, если на рынке труда столь высокая конкуренция и можно без проблем взять тех, кто не имеет никаких особенностей и не требует к себе особого отношения? Увы, это подсознание, сформировавшееся в том числе и благодаря политике государства, которая изначально выделила инвалидов в отдельную социально незащищённую группу, которой требуются особые условия работы, особые рабочие места и т.д. При этом нельзя забывать, что инвалидность бывает совершенно разной. Да, есть те, кому труд, в принципе, противопоказан, и работать такие люди не могут. Но есть и те, кто имеет инвалидность, но по факту может оказаться куда здоровее и работоспособнее тех, кто таким статусом не обладает. Работодатель может принять на работу «хроника» без инвалидности, который половину рабочего года проведёт на больничном и принесёт компании гораздо больше хлопот, нежели сотрудник с инвалидностью, который будет иметь незначительные ограничения, но они никоим образом не повлияют на результат работы. Например, компании нужен наборщик текста, который будет переводить текст из рукописного в электронный, так не всё ли равно, есть ли у него ограничения по слуху или нет?», — комментирует ситуацию главный редактор кадровой справочной системы «Система Кадры» Вероника Шатрова. По её словам, в настоящее время ситуацию всеми силами пытаются выровнять, оттого и столько разговоров вокруг инвалидов и столько сюжетов по телевидению, в которых показывают, что человек с инвалидностью — это в первую очередь не инвалид, а обычный человек, имеющий равные права со всеми остальными, в том числе и право на труд. Однако, по её мнению, пока не произойдёт переоценка ценностей, пока людям не объяснят как правильно взаимодействовать с соискателями, имеющими инвалидность, до тех пор ситуация на рынке труда в их отношении сильно не изменится. «Поэтому государство вынуждено прибегать к более радикальным мерам и вводить «обязаловку» на трудоустройство инвалидов, чтобы уже на данном этапе получить быстрый эффект и хотя бы частично закрыть вопрос с их трудоустройством. При этом остаются и другие проблемы. Так, вопрос трудоустройства инвалидов нельзя полностью переложить на работодателей и ждать, когда они закроют все квоты. Немало организаций уже сегодня готовы сделать шаг навстречу людям с инвалидностью, но тут же возникает вопрос: «А достаточен ли уровень профессиональных компетенций сотрудника, чтобы претендовать на ту или иную вакансию?». Не секрет, что большая часть людей с инвалидностью имеет начальное или общее среднее образование, и, конечно же, это серьёзно затрудняет процесс трудоустройства. Спрос не совпадает с предложением. И в итоге заявки на трудоустройство инвалидов, а также выделенные рабочие места под них есть, а тех, кто мог бы и хотел их закрыть, нет», — добавляет эксперт.
Инициативы с добровольно-принудительным порядком
Все масштабные проблемы принято решать «сверху». Однако, по данным опроса ФОМ, 76% россиян полагает, что государство недостаточно внимания уделяет проблемам инвалидов. При этом среди самих инвалидов так считает 84% респондентов и 90% среди тех, кто имеет первую группу инвалидности. И только 11% респондентов предположили, что со стороны государства вопросам инвалидов уделяется достаточное количество внимания. Ещё 13% затруднились ответить.
Как же государство может улучшить жизнь инвалидов? 36% респондентов уверено, что необходимо повысить размер материальных выплат, пенсий и пособий для инвалидов. 18% считают, что инвалидов нужно обеспечить бесплатным и качественным медобслуживанием, льготными лекарствами. 14% полагают, что к инвалидам стоит проявлять внимание и заботу, а также создать полноценные условия для их жизни. 9% предлагают создать комфортные условия для их перемещения. Ещё по 5% россиян видят необходимость в обеспечении социальной поддержки и предоставлении льгот, в создании условий для обучения и последующего трудоустройства, в улучшении жилищных условий и предоставлении приспособленного жилья. 3% предполагают, что нужно улучшить работу социальных служб и обеспечить достойный уход за инвалидами. По 2% опрошенных высказалось за изменение отношения к инвалидам в обществе, за выделение большего количества средств на решение их проблем, за обеспечение инвалидов колясками, протезами и другими необходимыми приспособлениями. А 1% посчитал, что нужно разнообразить досуг людей с ограниченными возможностями.
Но утверждать, что государство безучастно к проблемам инвалидов, было бы неверно. Если рассматривать изменения, произошедшие за последние 4 месяца, то в поле зрения интернет-журнала «Деньги и Карьера» попало как минимум 3 законодательные инициативы, касающиеся трудоустройства инвалидов. Разберёмся со всеми по порядку. Первая уже обрела законную силу: президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон РФ от 23.02.2013 года № 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов». Данный закон ужесточает санкции в отношении работодателей, которые не создают рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты и отказывают в приёме на работу людям с ограниченными возможностями. За нарушение трудовых прав должностных лиц ждёт штраф в размере от 5000 до 10000 рублей. Такая же сумма штрафа ожидает и тех, кто необоснованно отказывает регистрировать инвалидов в качестве безработных.
По мнению наших экспертов, данный федеральный закон даст определённый результат, но не в полной мере. «Установление ответственности за необоснованный отказ в приёме на работу инвалида, конечно, сыграет свою роль, но не исключит такие факты на все 100%. Политика навязывания, когда квотами и штрафами работодателей «заставляют» принимать на работу инвалидов, даёт лишь частичный эффект. Как часто бывает, такая «обязаловка» на практике вызывает обратную реакцию, когда бизнес думает не как исполнить нормы законодательства, а как их законно обойти. В тоже время, без этих мер быстро сдвинуть ситуацию с мёртвой точки вряд ли получится. Общество должно пересмотреть свои взгляды на инвалидов и возможность их трудоустройства, привыкнуть к тому, что люди с инвалидностью могут вполне работать в соседнем кабинете, за соседним столом. И тогда в будущем мы сможем наконец придти к ситуации, когда людей с инвалидностью начнут принимать на работу не потому, что нужно заполнить квоту и избежать штраф, а потому что придёт понимание, что они могут эффективнее и качественнее выполнить ту или иную работу», — заявляет Вероника Шатрова.
«На сегодняшний день такие ситуации, когда работодатель необоснованно отказывает инвалиду в трудоустройстве, возможны. Но понять работодателей можно. В ряде случаев они не в состоянии обеспечить необходимые условия труда. Или выполнение задач на данной вакансии не позволяет этого сделать. Например, человеку, страдающему эпилепсией, нельзя работать со сложными большими механизмами. Но этот диагноз можно скрыть, а кто будет отвечать за последствия? Закон, конечно, может повлиять на ситуацию по трудоустройству инвалидов. Но силой заставить принимать на работу людей с ограниченными возможностями, думаю, будет нелегко. Компании могут формально выполнить это требование (о квоте инвалидов), но не всегда, так как штрафы, которые предусматривает закон, незначительны», — присоединяется к мнению Светлана Куличева.
Какова же правоприменительная практика в настоящий момент? И как в такой ситуации свои права могут защитить инвалиды? «На сегодняшний день имеется обширная судебная практика, согласно которой исковые заявления против компании подаются органами службы занятости или прокурором. Однако отсутствует информация о спорах, которые бы рассматривались по инициативе работника-инвалида, которому компания отказала в приёме на работу. В целом, исковые требования работников со ссылкой на немотивированный отказ в приёме на работу редко удовлетворяются судом (ч. 1 ст. 64 ТК РФ). Это связано с тем, что работникам очень сложно доказать в суде, что: 1) такой отказ был, потому что работодатели редко изъявляют свою волю в письменной форме; 2) у работодателя имелись вакансии», — сообщает руководитель практики трудового права адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» Анна Иванова. А для того, чтобы доказать необоснованный отказ в приёме на работу инвалида, она советует подготовить и подать исковое заявление в районный суд по месту нахождения компании. Также к исковому заявлению следует приложить направление из центра занятости (если имеется такой документ), заверить у нотариуса интернет-страницу сайта, на котором размещены вакансии компании, приложить аудиозапись разговора с представителем работодателя, отказавшим в приёме на работу, а также стенограмму такой записи. Помимо этого стоит попросить суд истребовать у компании штатное расписание, позволяющее определить численность работников. «Также можно рассмотреть вопрос о подаче такого заявления прокурором в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПК РФ», — полагает эксперт.
Вторая — это законопроект об обустройстве рабочих мест для инвалидов. «Законопроект нацелен на реализацию положения ст. 27 Конвенции ООН о правах инвалидов, обязывающей государство обеспечивать инвалидам разумное приспособление рабочего места. В настоящее время в законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено понятие специального рабочего места для инвалидов, а также закреплена обязанность государства и работодателей по их созданию. Однако не устанавливается, каким именно образом надлежит оборудовать или оснащать такие рабочие места. Законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 4 и 22 закона «О соцзащите инвалидов в РФ», в соответствии с которыми Минтруд России будет устанавливать требования к рабочим местам для инвалидов. При разработке основных требований к ним будет необходимо, совместно с сообществом предпринимателей, определить типовые меры по организации процесса адаптации имеющегося оборудования и оснащения рабочих мест применительно к потребностям той или иной категории инвалидов», — говорится на официальном сайте Минтруда и соцзащиты РФ. В нём считают, что принятие законопроекта позволит устранить пробел в правовом урегулировании вопросов трудоустройства инвалидов на специальные рабочие места, установить на федеральном уровне единые требования к оборудованию (оснащению) таких рабочих мест, а также содействовать повышению эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов. В конце марта данный законопроект был одобрен на заседании Правительства РФ. Что касается финансовой составляющей вопроса, то, по информации Минтруда РФ, с 2013 года увеличивается объём средств, выделяемых из федерального бюджета на субсидии регионам для оборудования (оснащения) специальных рабочих мест для инвалидов. Так в этом году на эти цели выделено 792 млн. рублей, а в 2014 и в 2015 годах — предусмотрено по 900 млн. рублей.
Третья — связана с законопроектом от 23.01.2013 года «О внесении изменений в ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», разработанным в Министерстве труда и соцзащиты РФ. Он предполагает установить квоту для приёма на работу инвалидов в организации численностью от 35 до 100 человек. В частности в нём отмечается, что для руководителей таких компаний «законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приёма на работу инвалидов в размере не выше 3% от среднесписочной численности работников». В настоящее время данный законопроект находится на согласовании в заинтересованных ведомствах и организациях.
Как принятие этого законопроекта отразится на рынке труда? «Насколько известно, указанный законопроект ещё не внесён в Государственную Думу. Полагаем, что законопроект не изменит ситуацию. Безусловно, существует острая необходимость кардинально пересмотреть законодательство по вопросам приёма инвалидов на работу. Давайте обратимся к пояснительной записке к законопроекту — законодатель говорит о том, что внесение изменений в ст. 21 анализируемого Федерального закона направлено на усиление социальной защищённости инвалидов. Мы полагаем, что менять порядок квотирования рабочих мест для инвалидов можно только тогда, когда такой порядок работает, а в настоящее время этому мешает следующее: 1) пассивность центров занятости при проведении проверок. На 2013 год центром занятости Москвы запланировано 158 проверок, тогда как в Ленинградской области всего 35 проверок, в Тюменской области — 30, а в Магаданской области всего 11; 2) низкие штрафы, установленные КоАП РФ. За отказ работодателя в приёме инвалида — штраф до 10000 рублей на должностное лицо (ст. 5.42 КоАП РФ), а за непредставление сведений в органы службы занятости — штраф до 500 (!) рублей на должностное лицо и до 5000 рублей на юридическое лицо. Административная ответственность за нарушения требований законодательства по вопросам квотирования рабочих мест предусмотрена не только на федеральном, но и на региональном уровне. Получат ли инвалиды больше возможностей найти работу после принятия предлагаемых поправок?! Очевидно, что нет», — убеждена Анна Иванова.
Позицию эксперта разделяют и HR-специалисты. «Можно пытаться заставить принимать сотрудников с инвалидностью на работу, но априори большинство вакансий не соответствует физическим возможностям этих людей. С другой стороны, нужен правовой механизм помощи инвалидам. Поэтому, думаю, что этот законопроект одобрят. «Подводные камни» у него при желании, конечно же, можно найти. Но вот со стопроцентной уверенностью можно сказать, что у организаций от реализации данного законопроекта сложностей прибавится», — высказывает мнение Светлана Куличева.
«Сложившаяся ситуация на рынке труда, когда уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста составляет около 30%, а остальные 70% — безработные, является проблемой для государства. И тут может быть два пути решения. Первое — через привитие обществу нормы о том, что граждане с инвалидностью имеют те же права, в том числе и на труд, что и все остальные. Этот путь непростой и требует длительного времени, чтобы в обществе произошла переоценка ценностей и от людей с инвалидностью наконец перестали «шарахаться». Второй путь более лёгкий — ввести «обязаловку» в виде квот и штрафов, но как показывает практика, такой метод не способствует эффективному решению вопроса», — размышляет Вероника Шатрова. По её словам, в настоящий момент такие квоты уже действуют для организаций численностью сотрудников более 100 человек. Размер квоты устанавливается в процентах к среднесписочной численности персонала и может составлять от 2 до 4 процентов в зависимости от региона. Об этом говорится в ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ. «На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов и ежемесячно представляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест и выполнении квоты по инвалидам. Соблюдение квот является обязательным, но что мы имеем на практике? Квоты не работают или работают фиктивно. Принятие нового закона позволит охватить малый бизнес и расширить количество обязательных мест для трудоустройства инвалидов. Будет ли положительный практический эффект — да, несомненно будет, но на все ли 100% или только на 20 — 30% — это большой вопрос!», — подводит итог она.
Теперь, когда все три законодательные инициативы озвучены, уже можно сделать определённые выводы. Все три — имеют одну цель: изменить ситуацию с трудоустройством инвалидов в лучшую сторону. Но тут для них самое главное заключается в том, чтобы они были хороши не только на бумаге, но и приносили реальную пользу на практике. А над этим нужно хорошенько поработать.
По Вашему мнению, нужно ли принимать ещё какие-либо законопроекты для защиты трудовых прав инвалидов? Анна Иванова, руководитель практики трудового права адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры»: Вероника Шатрова, главный редактор кадровой справочной системы «Система Кадры»: Светлана Куличева, руководитель индустриального направления кадрового холдинга «Империя Кадров»: |
Светлана Башурина
Friend me:
« Увольнение с работы: стоит ли уходить ради поддержания профессионального тонуса? | Главная | HR-бренд — кадровая приманка? »
Комментарии
Этот комментарий был оставленв Суббота, апреля 20, 2013 в 3:41и оставлено в рубрике В центре внимания.Вы можете следить за комментариями к этой статье с помощью RSS 2.0 feed.Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего собственного сайта.
Трудоустройство инвалидов — это проблема в нашей стране и очень большая. Мало кто хочет принимать человека с ограниченными возможностями на работу. Да и большинство наших зданий не оборудовано для инвалидов, начиная с пандусов. Лично я даже в больницу попасть не могу, т.к. пандус почти вертикальный. Для этих целей даже купил себе в магазине МЕТ пандус-рулон, иначе никак. Прежде, чем думать об обустройстве инвалидов, нужно решить проблемы с обустройством улиц и зданий для инвалидов.
Да, здесь Вы правы. Это взаимосвязанные проблемы: нельзя решить одну, не разобравшись с другой.
Но в общем и целом они упираются в третью проблему, связанную с финансированием. Для того, чтобы специально оборудовать рабочее место для инвалидов, необходимы материальные затраты со стороны работодателя. Сколько он готов на это потратить денежных средств?
Для того, чтобы соответственным образом благоустроить пешеходные зоны, подъезды к зданиям, их внутреннее обустройство и т.д., на это тоже требуются немалые деньги. Кто будет финансировать эти работы?
Решение этих вопросов напрямую зависит от финансовых приоритетов тех, в чьей компетенции они находятся.
Трудоустройство инвалидов обязанность государства — участника Конвенции. Государство должно открывать специальные предприятия, специальные цеха, а не перекладывать эти обязательства на работодателей, да ещё в обязательном порядке. Министерству труда необходимо определиться, кого они будут трудоустраивать — инвалидов трудоспособного возраста или инвалидов? Каким образом инвалиды-колясочники, слепые, будут добираться до места работы? Кто будет оплачивать сопровождающих,т.к. подавляющее большинство самостоятельно обходиться не может. Интеграция инвалидов в общество требует больших финансовых затрат и при нынешнем состоянии в экономике практически невозможна. Считаю, что Россия поспешила с ратификацией Конвенции ООН. Сначала необходимо экономику хоть чуть-чуть приблизить к экономике Европейских государств. Я общаюсь с разными инвалидами и хорошо знаю их проблемы.