повышение мобильности трудовых ресурсов: один законопроект решает всё?Переезжая в другой регион ради работы, зачастую специалист рассчитывает только на себя и свои финансовые возможности, однако в скором времени ситуация может измениться. Сейчас в Госдуме РФ на рассмотрении находится законопроект, направленный на повышение внутренней трудовой миграции. По мнению же экспертов, чтобы новый инструмент давал хороший результат, над его механизмом реализации нужно хорошенько потрудиться.

Не все города одинаково полезны для карьеры

«Хорошо там, где нас нет» — именно таким принципом руководствуются многие российские специалисты, которые не нашли подходящего варианта работы в своём регионе и отправились в поисках карьерного счастья в другой. Как правило, все пути приводят их или в Москву, или в Санкт-Петербург — основные центры притяжения трудовой миграции. Однако, как показал опрос Исследовательского центра портала «Superjob.ru», строить успешную карьеру можно не только в столицах, но и в других крупных мегаполисах, правда, шансы не везде одинаковые.

По результатам опроса, лучшим городом для российского карьериста является Санкт-Петербург, так считают 68% его жителей. «Это замечательный город, в котором живут замечательные культурные люди. На протяжении многих десятилетий ему удаётся сохранять свою самобытность», — объясняет менеджер по продажам из Санкт-Петербурга.

Второе место, что не удивительно досталось Москве (66%), но она его разделила с Екатеринбургом, набравшим такое же количество голосов. «Москва — огромнейший город с невероятным количеством возможностей», — считает водитель из Москвы. «Да, Екатеринбург — большой динамично развивающийся город. Здесь можно пробовать свои возможности в абсолютно разных сферах деятельности. Найти интересную работу, познакомиться с разносторонне развитыми людьми, построить карьеру», — убеждён менеджер по ассортименту из Екатеринбурга.

На четвёртой строчке расположилась Тюмень (65%). «Тюмень — лучший город Земли!», — с гордостью заявляет управляющий магазином из Тюмени.

Пятое место у Краснодара (63%). «Я живу в Краснодаре и здесь работы много!», — восклицает кредитный специалист.

На шестом — Казань (62%). «Казань экономически сегодня на третьем месте в РФ. Поэтому помимо семейных корней карьеру тоже можно построить, учитывая экономический фактор», — говорит индивидуальный предприниматель из Казани.

На седьмом месте оказался Новосибирск (55%). «Новосибирск — это лучшее место для осуществления задуманных целей в жизни!», — уверен путейщик-слесарь из Новосибирска. «Город, в котором очень много возможностей для людей, которые стремятся к развитию и профессиональному росту», — подхватывает ещё один житель из Новосибирска.

На восьмой позиции закрепился Красноярск (53%). «Красноярск — перспективный город для строительства, застройки всевозможной и промышленности, также с этим будет и рост инфраструктуры, возможно, метро, а мне, как строителю, для карьерного роста здесь есть, где развернуться. Да и за городом тоже можно, все от мегаполиса тоже строятся, тянут магистрали для соединений, и пригород тоже строится, хочется участвовать в чём-то большом и значимом для страны», — делится прораб из Красноярска.

На девятой — Нижний Новгород (51%). «Как и в любом городе здесь есть всё для развития карьеры. Сказать, что лучший, не могу, обыкновенный город с хорошо развитой инфраструктурой и широкими возможностями. Просто здесь у меня живут родные и близкие, поэтому я решил осесть здесь», — сообщает ревизор из Нижнего Новгорода.

Десятое место между собой делят Самара и Ярославль (по 49%). «Самара — город вакансий. Но в большинстве случаев нет карьерного роста, либо работник не ценится...», — оценивает ситуацию оператор контактного центра из Самары.

На двенадцатой строчке — Сочи (48%). «Я считаю, город Сочи — самый развивающийся город в Российской Федерации по объективным причинам. Плюс здесь есть вся необходимая инфраструктура для создания филиалов крупных международных и российских компаний. Это мой родной город, и я надеюсь, что смогу полностью себя здесь реализовать», — мечтает ведущий специалист из Сочи.

На тринадцатой — Владивосток (46%). «Владивосток, как и весь Приморский край, — это край коммерции, торговли и предпринимательства... поэтому это говорит само за себя», — полагает житель из Владивостока.

Четырнадцатое место досталось Воронежу (45%). Чуть ниже оказался Челябинск (42%). «Да, Челябинск мог бы быть лучшим городом для карьеры. Но только в случае пересмотра отношения работодателей к работникам. В настоящее время, к сожалению, не востребованы люди самостоятельные и нравственные, а работодателям нужны лишь безвольные исполнители», — считает советник руководителя из Челябинска. Следом за ним идёт Пермь (40%).

На семнадцатом месте — Иркутск (38%). «Очень люблю свой город и считаю, что здесь можно найти хорошую работу», — признаётся кладовщик из Иркутска.

На восемнадцатом — Хабаровск (35%). «Город с растущими перспективами и большими возможностями», — отмечает заместитель директора из Хабаровска.

На девятнадцатом — Тольятти (26%). «Люблю свой город, но работы в нём мало. Всё очень зависит от АвтоВАЗа. Моногорода вымирают. Очень жаль, что у нас в стране нужно переезжать в большой город (лучше в Москву), чтобы зарабатывать достойные деньги», — жалуется сварщик из Тольятти.

На двадцатой позиции разместился Саратов (25%). «Город растёт, несмотря на общее заблуждение, кроме того имеется тенденция перевода крупного производства в этот город», — замечает старший специалист 3 категории из Саратова.

На двадцать первой — Волгоград (20%). «Идёт активное развитие города, появляются всё больше и больше вакансий различных организаций, самих организаций всё больше, зарплата растёт. Все условия остаться и продолжить карьеру в Волгограде», — делится наблюдениями помощник руководителя из Волгограда.

Замыкает список Омск (18%). «Омск — город больших возможностей для самореализации. Трудолюбивые люди делом живы!», — подчёркивает управляющий магазином из Омска.

Этот своеобразный рейтинг ещё раз доказывает, что чем крупнее город, тем больше шансов там построить свою карьеру. В средних городах, по мнению россиян, возможностей для профессиональной самореализации чуть меньше: вакансии есть, но о быстром карьерном росте и о высоких зарплатах мечтать не приходится. Поэтому ради высокооплачиваемой работы и карьерных перспектив некоторые россияне предпочитают перебираться в мегаполис. В результате происходит неравномерное распределение трудовых ресурсов и в рамках всей страны оно характеризуется выражением «то густо, то пусто».

Переезд ради работы возможен за бюджетный счёт?

В верхах подобная ситуация вызывает определённую обеспокоенность. В связи с этим Правительство РФ направило на рассмотрение в Госдуму законопроект, предлагающий внести изменения в закон «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов. Его цель заключается в переориентации трудовых потоков и направление их в те регионы страны, которые нуждаются в новых кадрах, а также стимулирование тех регионов, которые не считаются привлекательными с точки зрения естественной миграции. «Актуальным является привлечение трудовых ресурсов на территории, являющиеся стратегически важными для Российской Федерации, например, приграничные территории, территории Дальнего Востока и Сибири. В целях создания новых точек притяжения трудовых ресурсов в регионах стратегического и опережающего развития, условий для переезда граждан Российской Федерации в указанные субъекты Российской Федерации предлагается определить нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, являющиеся территориями приоритетного привлечения трудовых ресурсов, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — В качестве территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов наряду со стратегически важными для Российской Федерации целесообразно рассматривать территории, на которых реализуются значимые инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и/или особые экономические зоны и которые при этом испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах».

В чём же суть законопроекта? Он предусматривает выплату специальных субсидий для тех работодателей, которые привлекут на работу не иностранных специалистов, а наших граждан из других регионов. «Регион будет заключать соглашение с Минтрудом, и на основании этого соглашения тот работодатель, который привлечёт российского работника, а не иностранца, и заключит с ним трудовой договор не менее чем на три года, получит сертификат», — уточняет председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев. Согласно данному сертификату работодатель будет получать за одного работника 225000 рублей (150000 рублей из федерального бюджета и 75000 рублей из регионального). При этом для реализации программы в ближайшие 4 года из федерального бюджета необходимо выделить 51,75 млрд. рублей с постепенным увеличением объёмов финансирования (в 2015 году — 2,25 млрд. рублей, в 2016 году — 10,5 млрд. рублей, в 2017 году — 16,5 млрд. рублей, в 2018 году — 22,5 млрд. рублей).

Однако у некоторых существуют опасения по поводу финансирования конечного потребителя — рядового специалиста: получит ли он соответствующие финансовые выплаты при переезде в другой регион. «Трудно поспорить, что поощрение компаний — благое дело, особенно в текущих условиях экономической неопределённости под лозунгами поддержки национального производителя и ликвидации безработицы. Вопрос в другом: дойдут ли до самого работника все эти схемы поощрения, будет ли более привлекательной зарплата, чтобы уехать со своего родного города на несколько лет или вообще переехать в другой регион, — размышляет лидер Всероссийской политической партии «Правое дело» Вячеслав Маратканов. — Под другим регионом не стоит понимать Москву или Московскую область, хотя и тут достаточно много пресловутых кластеров и особых экономических зон, которые испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах. При этом мы всё-таки говорим о квалифицированных российских рабочих, а не об обслуживающих отрасль ЖКХ в Москве мигрантах из СНГ».

В конце октября данный законопроект уже был принят в Госдуме РФ в первом чтении и сейчас ожидает представления поправок. По мнению экспертов, эта федеральная законодательная инициатива актуальна как никогда, так как действительно в ряде регионов наблюдается острая нехватка кадров, а желающих там работать — не так много. «Постоянный дефицит кадров отмечается на Дальнем Востоке, в Сибири и Забайкалье, именно для этих регионов данный законопроект наиболее актуален. Острая нехватка производственного персонала наблюдается во всех отраслях российской промышленности, особенно это коснулось отраслей, определяющих научно-технический прогресс: приборостроение, машиностроение, станкоинструментальная промышленность, радиоэлектроника и др. Кроме того, число специалистов в таких отраслях, как химическая и нефтехимическая, за последние годы сократилось более чем на одну треть, — рассказывает руководитель направления «Региональная деятельность» компании «Coleman Services» Елена Новоселова. — Квалифицированные кадры перешли работать на другие предприятия, в коммерческие структуры, часть из них иммигрировала за рубеж. При этом многими работниками утеряна квалификация, которая нарабатывалась годами, особенно в сфере сложных химических технологий».

«По статистике Высшей школы экономики, около 1,5 млн. человек в России являются временными трудовыми мигрантами. Россияне в сравнении с жителями других стран сегодня менее мобильны и подвижны. Трудовые перемещения россиян происходят внутри федеральных округов, те, кто выезжает на заработки из своих регионов, в основном едут в Центральный и Уральский округа, что совсем неравномерно распределяет миграционные потоки. Города Сибири и Дальнего Востока только недавно вступили в конкуренцию с городами Европейской части страны. Очень сильно различается экономический потенциал территорий, развитость социальной инфраструктуры и, наконец, сам климат, — утверждает Вячеслав Маратканов. — Пока на востоке России нет ни одного центра, сопоставимого по миграционной привлекательности не только с регионами двух столиц, но и с таким регионом, как Краснодарский край; восточнее Новосибирска нет ни одного города с миллионным населением. Поэтому особые экономические зоны и кластеры — возможный путь регулирования внутренней миграции».

Ещё один эксперт полагает, что метод перераспределения трудовых ресурсов для нашей страны — не в новинку: он успешно применялся и ранее, ещё в советские годы. «Уместно вспомнить, что в СССР внутреннюю миграцию тоже поддерживали. Под лозунгами коллективизации, освоения пахотных земель и строительства БАМа удалось поднять сельское хозяйство и промышленность Урала, Сибири и Дальнего Востока. Новая программа предполагает переезд из депрессивных регионов. По данным РИА «Рейтинг», по итогам 2013 года это Республика Тыва, Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Бурятия. По нашим данным, готовы работать в другом городе около 5% кандидатов (в нашей базе более 5 млн. резюме). Самые популярные регионы, куда хотят переехать (не учитывая традиционные центры трудовой миграции Москву и Санкт-Петербург) — это Краснодар, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Новосибирская, Тюменская области, Татарстан, — информирует генеральный директор интернет-ресурса «Job.ru» Анна Имас. — Очевидно, что это крупные промышленные центры, нуждающиеся в трудовых ресурсах. Самыми мобильными специалистами по традиции являются топ-менеджеры. Для них переезд в регион — это возможность перескочить на более высокую ступень, и, как правило, они сами заинтересованы в переезде, а приглашающая компания и так берёт на себя заботы о релокации специалиста и его семьи. Этой категории не нужны дотации. Узкие специалисты, эксперты тоже в цене у работодателя, их тоже активно переманивают. Они не так проактивны, как топы, но их вполне можно замотивировать новым опытом, «подвигом» и финансовым повышением».

Несколько иначе, по словам Анны Имас, складывается ситуация с массовым сегментом. «Здесь мы часто слышим упрёк, что наши базовые специалисты не так мобильны, как на Западе. На мой взгляд, наши, скорее, более осторожны. В целом в стране дефицит квалифицированных рабочих (технологов, слесарей, проектировщиков). На 10 вакансий рабочих приходится всего 4 — 5 резюме, а значит, у них есть потребность в рабочих руках не менее, чем в управленцах. И, по ощущению, у этой категории соискателей достаточно причин уехать из депрессивного региона. Представим, что в их городе возможно одно градообразующее предприятие и им просто некуда деться. Но они бояться потерять даже то немногое, что имеют. Они хотят гарантий, что им предоставят жильё, обеспечат переезд семьи и создадут достойные условия для жизни, — рассуждает эксперт. — Кстати, строителей БАМа мотивировал не только подвиг, но и финансовая сторона — переселенцам в СССР предоставлялась оплата проезда, денежное пособие и различные льготы, начиная от полного или частичного освобождения уплаты налогов до выдачи беспроцентных ссуд на строительство домов».

Семь бед — один законопроект?

Но вернёмся к обсуждаемому законопроекту. Сможет ли он решить поставленные задачи и оправдать планируемые расходы? По мнению специалистов, при оценке финансово-экономических последствий от принятия федерального законопроекта нужно соотносить затраты бюджета и экономической выгоды от его реализации. По их расчётам, в 2013 году экономический эффект от одного рабочего места составил 935066 рублей в ВВП Российской Федерации. Предполагается, что экономический эффект от реализации программы в 2015 году будет в размере 14,026 млрд. рублей, в 2016 году — 79,481 млрд. рублей, в 2017 году — 182,338 млрд. рублей, в 2018 году — 322,598 млрд. рублей. Инициаторы законопроекта считают, что реализация механизма позволит улучшить ситуацию на рынке труда, а также будет содействовать развитию экономики страны.

Расчёты расчётами, но как дело будет обстоять на практике? Ведь самое главное для любого законопроекта, чтобы он был хорош не только на бумаге, но и выполним в реальной жизни. По мнению экспертов, данная законодательная инициатива — хороший шаг на пути решения проблем безработицы и территориального перераспределения квалифицированных кадров, но доработки всё-таки не помешают. Необходимо тщательно продумать механизм предоставления субсидий, а также учитывать то, что не все специалисты решаться переезжать в другой регион, не обеспечив себе как следует «посадочный аэродром».

Мнение экспертов

Как Вы считаете, сможет ли реализация данного законопроекта решить проблему с нехваткой кадров/трудовых ресурсов в регионах? С какими «подводными камнями» можно столкнуться в процессе его реализации?

Вячеслав Маратканов, лидер Всероссийской политической партии «Правое дело»:
«Думаю, что законопроект в большей степени позволит решить проблемы безработицы. В текущих сложных экономических условиях (когда после закрытия какого-либо производства в своём городе многие начинают перебиваться случайными заработками или работать не по специальности) люди при помощи этой программы могут переселиться на другую территорию, где, например, государство оказывает поддержку предприятию, а также могут получить работу и достойную оплату. Но нужно понимать, что при переезде в другую местность для трудоустройства нужно закрепить вопрос выплаты компенсации расходов, связанных с переездом гражданина и расходов по найму жилья».

Пётр Лялин, ведущий юрист консалтинговой группы «Roota»:
«Основная суть законопроекта сводится к предоставлению со стороны государства компенсации расходов работодателей при привлечении работников из другой местности, в том числе расходов, связанных с размещением работников и их обучением. Это положительный момент, который позволит работодателям из отдалённых регионов и регионов с нехваткой квалифицированных кадров получить доступ к рынку труда других регионов. Эта мера может существенно расширить круг потенциальных соискателей для работодателей. Подобные меры могут быть эффективны для работодателей, предлагающих конкурентоспособные условия труда в сравнении с средними по России. Однако, данные меры скорее всего коснутся только крупного бизнеса и организаций, разрабатывающих крупные инфраструктурные проекты, так как предусмотренные законопроектом компенсации будут предоставляться работодателям на основе соглашений, которые планируются заключать между работодателями и уполномоченными органами власти в регионах. Для получения права на возмещение расходов работодатель должен будет получить специальный сертификат на привлечение трудовых ресурсов. Чтобы получить сертификат, в частности, нужно соблюсти и «иные условия, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации», то есть возможны дополнительные барьеры (в т.ч. бюрократические), которые затруднят доступ к субсидиям. Также работодатель не сможет получить компенсацию в случае, если работник не пройдёт испытательный срок (проработает менее 3-х месяцев). Полученную компенсацию работодателю также придётся вернуть в случае, если работник будет уволен (в том числе по своей инициативе) до истечения 3-х лет с даты начала работы. В последнем случае работодатель сможет потребовать от работника возврата фактически предоставленных ему средств поддержки».

Елена Новоселова, руководитель направления «Региональная деятельность» компании «Coleman Services»:
«На мой взгляд, при существенном дефиците кадров сегодня, данный законопроект сможет снять часть проблемы. Возможно, это также решит проблему безработицы в тех регионах, где сокращается производство, на котором держится регион.
При этом мы понимаем, что высокая территориальная мобильность трудовых ресурсов — необходимое условие для эффективного развития рыночной экономической системы. С мобильностью населения связывают движение новых технологий, опыта производства и управления, пополнения навыков и знаний. Миграция населения, так же как и перемещение капитала, служат естественным рыночным механизмом сглаживания экономических различий между регионами страны. Как бизнес решает, в каком месте ему наиболее выгодно организовывать производство (т.е. принимает в расчёт развитость инфраструктуры, рынка сырья, рынка сбыта, дешевизну рабочей силы), так и работник решает, где его труд принесёт ему больше пользы, а жизнь будет наиболее комфортной.
При всех плюсах введения данного законопроекта, мы можем столкнуться с рядом проблем: в первую очередь с нежеланием россиян что-то менять в своей жизни. По сравнению с развитыми странами население России может считаться низкомобильным. Официальные данные о миграции населения по разным странам свидетельствуют о том, что население в России меняет место жительства в 2 — 3 раза реже, чем в большинстве развитых стран. Отчасти такое соотношение вызвано необходимостью перемещаться на значительные расстояния. Большие расстояния представляют собой существенный барьер к решению о смене места жительства. Кроме того, привязанность к месту жительства, земле предков и социальные связи (помимо прочих факторов) также заставляют людей отказываться от миграции. К тому же часто фактор занятости является не единственным стимулом для смены места жительства: учитываются семейные обстоятельства, жилищные условия, расходы на коммунальные услуги и уровень жизни. Таким образом, предпочтения, установки и привычки являются ограничительными факторами территориальной миграции».

Анна Имас, генеральный директор интернет-ресурса «Job.ru»:
«Пока в программе не сказано, кто возьмёт на себя заботу о релокации таких работников. С учётом того, что получить обозначенные 225000 рублей компания сможет только спустя полгода, когда специалист окончательно обустроится на новом месте, государственные дотации пойдут крупным предприятиям. Для них, по сути, эта субсидия на переезд является не более чем приятным бонусом. Малый и средний бизнес, у которых тоже острая потребность в персонале, останутся за бортом программы, потому что не смогут обеспечить переезд специалиста, даже зная о том, что этот процесс будет частично компенсирован государством».

Из этого можно сделать вывод, что рассматриваемый законопроект — лишь один из вариантов повышению мобильности трудовых ресурсов, для решения же проблемы нужен комплексный подход и ряд мер, направленных на создание благоприятного климата на российском рынке труда. Об этом говорят и наши эксперты. «По моему мнению, для решения проблемы недостатка трудовых ресурсов в регионах необходимо создание на местах конкурентоспособных рабочих мест с достойными условиями труда и его оплаты, что требует существенной модернизации экономики, общероссийской инфраструктуры и инфраструктуры регионов», — предполагает ведущий юрист консалтинговой группы «Roota» Пётр Лялин.

Образовательный момент и повышение профессионального уровня также не стоит оставлять без внимания. «Если работник, готовый к переезду в другой регион страны, будет обеспечен всем необходимым, как и предполагается по законопроекту, проблема с недостатком кадров будет частично решена. Но для решения проблемы дефицита кадров в целом важно также помнить о связи рынка труда и рынка образовательных услуг, которые на сегодняшний день практически не связаны, — настаивает Елена Новоселова. — Существенно ослаблена профессиональная школа, отсутствует система развития персонала предприятия, разрушены прежние связи между профессиональным образованием и профессиональным трудом. Если образованию и бизнесу удастся услышать друг друга и наладить сотрудничество, возможно, проблема кадрового голода будет решена».

«Проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров является очень актуальной для современной российской промышленности. Недостаток квалифицированного персонала и неэффективная организация труда являются главными факторами, которые препятствуют развитию экономики РФ в последние годы. И эта проблема беспокоит руководителей всех промышленных предприятий без исключения. Прежде, чем требовать «редкие» кадры, необходимо их воспитать и повысить престиж тех профессий, которых сейчас так сильно не хватает, — присоединяется Вячеслав Маратканов. — А вот увеличить число высококвалифицированных кадров очень даже возможно. Например, путём их дополнительного обучения, переподготовки, либо же привлекая их из других регионов страны, что возвращает нас к теме внутренней миграции».

Что ж, любая проблема решаема, главное наметить верный курс движения и действовать. ;)

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Этот комментарий был оставленв Четверг, ноября 13, 2014 в 3:06и оставлено в рубрике В центре внимания, Карьера, Что мы думаем о ней.Вы можете следить за комментариями к этой статье с помощью RSS 2.0 feed.Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего собственного сайта.
1 Комментарий пока

  1. Илья onноября 15, 201421:21

    Закон о прописке является препятствием для переезда. Проблемы не решили, только террор против граждан России усилили. Собственник квартиры часто не хочет регистрировать. За регистрацию в другом месте без намерения проживать — ст. 322.2 УК РФ. Есть приговоры собственникам за фиктивную регистрацию граждан России.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

Switch to our mobile site