идеальный сотрудник на рынке труда: трудно быть богом?Для большинства россиян идеальный сотрудник и коллега — это тот, кто является профессионалом в своей области и может помочь в решении трудных рабочих задач. Многие уверены в том, что их такие уникальные кадры окружают. Эксперты же полагают, что идеальные специалисты — редкое явление на российском рынке труда, поэтому их нужно ценить. В свою очередь интернет-журнал «Деньги и Карьера» выяснил: трудно ли быть идеальным и как таким стать.

Портрет идеального сотрудника и коллеги

В нашем представлении идеальный сотрудник — тот, который не имеет изъяна. В рамках опроса, проводимого компанией «HeadHunter», россияне озвучили основные качества, которыми должен обладать их идеальный коллега. В результате был создан образ идеального специалиста. Итак, по мнению россиян, такой специалист должен быть профессионалом своего дела (73%), он помогает, когда у его коллег трудности с работой (57%), обладает чувством юмора (56%), мотивирует сотрудников (41%), с ним можно поговорить по душам, а также он имеет схожие интересы во вне работы (музыка, хобби) (по 23%), прикрывает коллег перед начальством (20%), с ним можно посплетничать и он любит ту же еду, что и его знакомые сотрудники (по 6%), он находится в хороших отношениях с начальством (5%).

По мнению наших экспертов, портрет идеального сотрудника и коллеги в основном формируется из его профессиональных, а затем и личных качеств. «Для каждой компании идеальный сотрудник свой. И всё же, если попытаться нарисовать его портрет, мы встретим такие пожелания работодателей, как профессионализм, трудолюбие, пунктуальность, покладистость, инициативность, стрессоустойчивость. Нередко хотят видеть креативного трудоголика бессребреника — это иронично, но жизненно», — считает ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт» Надежда Пятаева.

«По моему пониманию, идеальный сотрудник и коллега должен в первую очередь хорошо выполнять свою работу, уметь работать в команде, быть добросовестным, ответственным и пунктуальным человеком. Все эти качества особенно важны, если вы пересекаетесь по рабочим моментам или трудитесь над совместным проектом. Ну, а если вдобавок специалист окажется приятным человеком и собеседником, то вам крупно повезло, вот он — идеальный коллега», — полагает управляющий директор компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников.

«Идеальный коллега — это, безусловно, человек умный, открытый, общительный. Необходимо, чтобы коллега не был назойливым и навязчивым, а был деликатным и чутким. Очень важно соблюдать профессиональную дистанцию и не забывать, что вы на работе. Идеальный коллега всегда выручит и подскажет, не будет искать выгоды в ущерб морали», — добавляет штрихи к портрету HR-менеджер кадрового холдинга «Империя Кадров» Олеся Орлова.

«Попробую разделить мой ответ на две части: идеальный сотрудник и идеальный коллега. На самом деле, идеальный сотрудник должен обладать минимумом личностных характеристик: хорошая образованность, разумная ответственность, приятная адекватность, ежедневная честность, рабочая исполнительность и сообразительность, — и, конечно, необходимыми профессиональными знаниями. Отдельно отмечу, что руководители по-разному подбирают себе сотрудников: один ищет работника по своему подобию, второй пытается создать разносторонние команды, третий компенсирует недостающие компетенции новыми специалистами, четвёртый берёт только знакомых или по рекомендациям знакомых, а пятый просто вынужден работать с теми, «кого дадут» или кто придёт. Вся эта разносторонность не позволяет чётко очертить границы идеального сотрудника и поэтому набор качеств в разных коллективах очень неоднородный, — уверен к.п.н., бизнес-тренер, T&D-эксперт, доцент кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова Генрих Юстус. — Идеальным коллегой на работе для нас обычно становится тот человек в коллективе, который из всех остальных наиболее подходит к нам по уровню мировоззрения, схожести жизненных ценностей и общим отношением к нам. Идеальным коллегой для мужчин обычно становится человек, у которого схожие интересы: футбол, рыбалка, машины и т.д. Для женщин предпочтительна коллега, с которой объединяют общие эмоции и нет даже намёка на соревновательность и конкуренцию по разным аспектам».

Идеальный специалист: правило или исключение?

Любопытно, что, по результатам всё того же опроса компании «HeadHunter», 81% респондентов приходилось сталкиваться в рамках рабочего процесса с идеальными коллегами. При этом 88% признались, что они перенесли общение с таким сотрудником за стены офиса. А 69% до сих пор поддерживают с ним неформальное общение.

Данные цифры социостатистики впечатляют, однако они не передают реальной картины происходящего и не дают представления о том, сколько на российском рынке труда работает идеальных специалистов, можно ли считать таких сотрудников обычным явлением на нашем рынке труда или это, скорее всего, исключение из правил. Нельзя утверждать, что количество сталкивавшихся россиян с идеальными коллегами равно самому числу этих самых коллег, так как с одним и тем же «уникумом» вполне могло работать сразу несколько обычных сотрудников и для всего окружения он был идеальным. Как же объективно оценить складывающуюся «картинку»?

По мнению наших экспертов, идеальные кадры на российском рынке труда скорее исключение из правил, чем правило. «Как говорил Иосиф Виссарионович — кадры решают всё. Так вот кадры, которые идеально вписываются в картину компании и приносят 80% результата — действительно очень редки и ценны. Сталкиваясь с подбором как для наших клиентов, так и в нашей компании, с уверенностью могу сказать, что идеальные сотрудники — это исключение из правил и их нужно искать днём с огнём. А найдя, необходимо грамотно мотивировать, поддерживать и давать им возможность расти и развиваться. Практика же показывает, что быть идеальным сотрудником хотят многие, но стараются стать им — единицы. Остальные лишь считают себя таковыми и, исходя из этого, выдвигают дополнительные и не всегда обоснованные требования, — рассуждает Владимир Телятников. — Здесь можно привести аналогию с футболом. Игроки нашей сборной получают миллионы и при этом абсолютно не показывают результата. Но, так как заменить их некем, благодаря запущенности детского и юношеского спорта, то они продолжают выдвигать высокие требования и, что немаловажно, — эти требования удовлетворяются из-за безысходности. Рынок труда, по моему мнению, чем-то схож с этим примером, хотя вариантов здесь всё-таки несколько больше».

«Рынок труда постоянно в движении и регулярно меняет свои внутренние ориентиры. К сожалению, ситуация такова, что большинство руководителей в российском бизнесе считают, что у них нет идеальных сотрудников. Таковы наши сегодняшние реалии. Многие руководители в каждом из сотрудников видят слабые стороны и, когда задаёшь им вопрос, кто в из команде идеальный сотрудник, они не могут внятно на него ответить и часто рассказывают не про конкретного человека, а про некий «собирательный образ», состоящий из качеств нескольких сотрудников (реальных и даже предполагаемых/воображаемых), — сообщает Генрих Юстус. — Мудрые руководители превращают слабые стороны в «зоны роста» и, тем самым, развивают сотрудников. Соответствовать чьим-то идеалам порой бывает очень сложно и даже не выполнимо. Иногда проще найти правильное рабочее место (где тебя будут высоко ценить, тебе будет комфортно и ты сможешь реализоваться как личность и профессионал), чем менять и даже «ломать» себя. Конечно, крепостное право отменили уже давно и каждый вправе выбирать своё рабочее место. Выбор всегда за вами!».

Впрочем, ещё один эксперт полагает, что идеальных сотрудников на рынке труда можно встретить намного чаще. «Уверена, что такие люди частое явление на российском рынке труда. Ведь, в целом, в России много умных, открытых, профессиональных специалистов. Идеальным коллегой трудно претворяться, а быть совсем не трудно. Если в реальной жизни ты вовсе необщительный, не открытый, а ещё к тому же и карьерист, то притворяться идеальным будет очень сложно. Рано или поздно истинная натура даст о себе знать», — заявляет Олеся Орлова.

Однако бывают и частные случаи. По словам Надежды Пятаевой, именно от расстановки приоритетов работодателя зависит что больше ценится в той или иной компании: идеальность или личные качества отдельного взятого сотрудника. «Когда компания даёт заявку на подбор сотрудника, из текста резюме вырисовывается портрет идеального кандидата. Однако бывают случаи, когда ты этого идеального находишь, а компании он не нравится — не подходит на личностном уровне, не на одной волне с руководителем, не совпадает психологически — не смог очаровать. А значит, помимо профессиональных качеств, наниматели ищут сотрудника под компанию. Каждому руководителю важно увидеть что-то своё: харизма, опыт, потенциал к развитию и отдаче компании, желание развиваться. Бывает, что кандидат совершенно не соответствует ожиданиям компании — английский слабоват, часто меняет место работы, но зато умеет продавать и себя, и продукт, привлекает на личностном уровне. Таким сотрудникам готовы прощать их не идеальность», — приводит пример эксперт.

Как стать идеальным?

Становиться тем самым идеальным сотрудником и коллегой или оставаться самим собой — каждый решает для себя сам. Но для тех, кто решил приблизиться к идеалу, наши эксперты дают несколько своих рекомендаций.

Советы экспертов

Что Вы можете посоветовать тем, кто решил стать идеальным сотрудником/коллегой?

Генрих Юстус, к.п.н., бизнес-тренер, T&D-эксперт, доцент кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова:
«Советов, безусловно, может быть очень много, но я попробую выделить по три основных для каждой категории. Тем, кто хочет стать идеальным сотрудником, советую:
1) Проанализировать себя: готовы ли вы стать для кого-то идеальным сотрудником и, возможно, частично или полностью потерять свою уникальность. Эти данные нужно комплексно сравнить со своим внутренним миром.
2) Определить, что ценится (постоянно или в первую очередь) в вашем сегодняшнем коллективе и вашим непосредственным руководителем. Эти данные позволят понять, в каком направлении стоит действительно двигаться и расти.
3) Стремиться к совершенству. Но помните, что это беспрерывный процесс, у которого нет финиша...
Для тех, кто хочет стать идеальным коллегой, посоветую:
1) Быть с коллегами только собой: любые «социальные маски» рано или поздно приходится снимать и тогда возможны взаимные или односторонние разочарования.
2) Помнить, что не только выбирают вас, но и вы выбираете часть своего окружения. Оценивайте уровень своего комфорта и уюта взаимодействия с коллегами.
3) Никогда не подводите коллег и они обязательно ответят вам тем же!».

Владимир Телятников, управляющий директор компании «Brightmen Solutions»:
«Могу посоветовать только одно — постоянно развиваться, расти как горизонтально, так и вертикально, выполнять свою работу. Если при этом удастся ещё и наладить дружеские или приятельские отношения с окружающими, то это станет дополнительным положительным бонусом в вашей карьере».

Олеся Орлова, HR-менеджер кадрового холдинга «Империя Кадров»:
«Могу сказать лишь одно: идеальными коллегами не становятся — это заложено гораздо глубже, в самом характере. Совет: не надо быть идеальным, будь собой — и к тебе потянутся».

Надежда Пятаева, ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»:
«Лучше ставить более конкретную цель — быть не идеальным сотрудником, а востребованным специалистом. Идеал очень размыт и труднодостижим, да и чужие ожидания будут отличаться от ваших собственных. Будьте ответственны, честны, развивайтесь в профессии, ставьте задачи самому себе и решайте поставленные руководством в срок, словом, добивайтесь результатов, о которых потом сможете рассказать работодателям».

К этому остаётся добавить, что у каждого специалиста нет предела для совершенства и профессионального развития, но в то же время нужно не забывать в любой ситуации оставаться самим собой. ;)

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site