Конкуренция свойственна не только для компаний, борющихся на рынке за своё место под солнцем, но она существует и в рамках каждой отдельной взятой организации. Многие россияне полагают, что соперничество между сотрудниками в рамках одного коллектива положительным образом сказывается на производительности труда и качестве работы. Эксперты также разделяют данную точку зрения, однако считают, что главное с конкуренцией не стоит перебарщивать, иначе она может привести к разрушительным последствиям.
С чего всё начинается?
Во всем мире конкуренция считается двигателем прогресса. Однако применимо ли данное правило в отношении её единицы — компании? идёт ли это на пользу всему коллективу? Полагаем, что стоит в этом разобраться. А поможет нам это сделать социостатистика. По данным опроса ФОМ, 53% опрошенных россиян сталкивались с конкуренцией на работе. При этом 12% из них замечают соперничество в коллективе регулярно, 16% — часто, а 25% — крайне редко.
Причины, порождающие спортивный азарт, самые разнообразные. 14% россиян считают, что конкуренция чаще всего происходит из-за повышения зарплаты, получения премий, бонусов и выплат. «Зарплата больше. Одни хотят больше работать, больше получать, другие довольствуются тем, что есть», — объясняют они. 10% отмечают борьбу за клиентов, заказы и объём работ. 9% называют карьерный рост и повышение должности. 8% — стремление проявить себя с лучшей стороны, привлечь внимание начальства. 5% — качество работы. «Каждый старается выполнять свою работу лучше», — добавляют они. 3% уверены, что конкуренция в коллективе происходит из-за мелочей. 2% в качестве причины выделяют лидерство в коллективе. Ещё столько же (2%) — зависть, неприязнь, склоки. 1% упоминает желание сохранить рабочее место, уточняя, что чаще всего это происходит «когда проходит слух о сокращении», а также «из-за боязни потерять работу». Ещё 2% выдвигают несколько версий причин соперничества: «из-за здоровой конкуренции», «у нас творческий коллектив — возникают разные идеи, из-за этого разногласия», «те, кто работает, не любят ленивых, потому что за них приходятся работать, а за это не платят». И только 1% отметил, что по большому счёту работать приходится в дружном коллективе.
«Конкуренция или соперничество всегда возникает там, где есть люди. Есть две основные ипостаси конкуренции: материальная и нематериальная. Материальная возникает там, где встаёт денежный вопрос; нематериальная связана с карьерным ростом, когда идёт борьба за похвалу и оценку действий со стороны вышестоящего руководства, авторитет в кругу сослуживцев», — комментирует управляющий директор компании «Brightmen Solutions» Владимир Телятников.
Впрочем, есть и другие варианты оценки конкуренции и её причин. «Конкуренция между сотрудниками, безусловно, может возникать. Но, важно отметить, что бывает конкуренция здоровая и нездоровая. Атмосфера в коллективе всегда чувствуется. Здоровая конкуренция создаёт желание развития — профессионального, карьерного и личностного. При нездоровой конкуренции соревновательный момент присутствует, но добавляется фактор напряжённости, возможны проблемы взаимоотношений в коллективе. Сотрудники конкурируют между собой в процессе достижения результатов, например, в продажах, в уровне образования, взаимоотношениях внутри коллектива и с руководством. Конкуренция — есть и будет, главное, чтобы она не перерастала в разрушительную борьбу», — подчёркивает руководитель индустриального направления кадрового холдинга «Империя Кадров» Светлана Куличева.
«Конкуренция между сотрудниками компании — это один из инструментов мотивации. Представьте, что вы — руководитель организации и намерены повысить эффективность работы. И вот уже удалось наладить все бизнес-процессы. Но несмотря на все усилия эффективность недостаточно высока. И вы понимаете, что всё дело в человеческом факторе. Не все сотрудники работают на полную отдачу. Ведь и с командой надо что-то делать, постоянно поддерживая её в тонусе, так как расслабленность и успокоенность — не лучшее состояние для сотрудников. Необходимо постоянно выводить их из зоны комфорта, тем самым выявляя и сохраняя сильных по принципу естественного отбора. В этом случае имеет место быть внутрифирменная конкуренция. Однако, на мой взгляд, это не самый лучший из всех методов мотивации сотрудников. Но если вы уже решили его использовать, то надо быть точно уверенным, что вы управляете процессом и имеете все рычаги воздействия. Иначе может воцариться нездоровая атмосфера в компании, негативно влияющая на коллектив и бизнес организации», — предупреждает консультант хедхантинговой компании «Morgan Hunt» Марина Васильева.
Конкуренция в коллективе — это «хорошо» или это «плохо»?
Теперь стоит разобраться в том, как соперничество между сотрудниками сказывается на рабочем процессе в целом: положительно или отрицательно. По данным того же опроса ФОМ, 42% россиян считает, что конкуренция оказывает позитивное влияние. При этом, по их мнению, повышается производительность труда и качество работы (27%), конкуренция ведёт к росту предприятия/фирмы (4%), а также прогрессу (2%), повышению профессионализма сотрудников (3%), росту зарплаты (2%), помимо этого появляются новые идеи и принимаются правильные решения (2%), улучшается кадровый состав и происходит повышение в должности (1%).
36% опрошенных, наоборот, находят негативные моменты. При этом они отмечают, что из-за конкуренции появляются ссоры, склоки, интриги и зависть (12%), снижается качество работы (10%), ухудшается климат в коллективе и возникает нервная обстановка (5%), она отрицательным образом влияет на сплочённость коллектива (3%), из-за неё также начинается борьба за личную выгоду (2%), происходит текучка кадров (1%), она ни к чему хорошему не приводит (2%).
Только 10% россиян посчитали, что соперничество в коллективе никак не сказывается на результатах работы. А 12% — и вовсе затруднились дать какую-то характеристику происходящим процессам.
Наши эксперты также разделяют общую оценочную тенденцию и находят в конкуренции больше позитивного начала. «Конкуренция — двигатель прогресса! Без неё мы бы до сих пор сидели в пещерах и рисовали наскальные рисунки. Плюсы конкуренции очевидны, из минусов можно отметить следующее — иногда конкуренция между отдельно взятыми сотрудниками может повредить развитию компании в целом. Как пример: два отдела занимаются реализацией услуг в одной сфере, но имеют различную направленность. У клиента есть запрос, который не может реализовать первый отдел, но из-за ожесточённой внутренней конкуренции заказ не передаётся во второй отдел, который способен его выполнить. Для компании — это недополученная прибыль и негатив от клиента, и таких примеров много», — рассказывает Владимир Телятников.
В то же время специалисты не забывают о том, что позитивное начало присуще любому здоровому соперничеству. «При здоровой конкуренции возникает стремление к развитию. Сотрудник больше сил будет прикладывать к достижению определённого результата, присутствует соревновательность», — замечает Светлана Куличева.
Вместе с тем не всё так безоблачно, некоторые отрицательные моменты могут напрямую зависеть от личности руководителя и его умения управлять людьми. «Одним из минусов может быть личностный фактор руководителя, выступающего в роли судьи. Он может выражаться в собственной симпатии к тем или иным сотрудникам, любимчикам. Поэтому создавая конкуренцию, нужно обязательно руководствоваться такими принципами, как беспристрастная оценка и одинаковые стартовые возможности для всех. Однако данный минус сглаживается в компаниях, использующих различные системы оценки производительности, в том числе 360 градусов. Также конкуренция опасна в том случае, если она появилась самопроизвольно и ни кем не контролируется, выходит за рамки деловой этики. В таком случае даже есть риск потерять ценных сотрудников. И напоследок хотелось бы отметить, что участие сотрудников во внутрифирменной конкуренции снижает напор борьбы за общий результат. Поэтому необходимо поддерживать сплочённость команды», — заверяет Марина Васильева.
Итак, если во главе компании находится мудрый руководитель, то он сможет использовать все плюсы конкуренции, возникающей между подчинёнными. К тому же, как отмечалось ранее, её вполне можно использовать в качестве инструмента для мотивации сотрудников. Дух соперничества, витающий в рабочей атмосфере, способен подтолкнуть коллег к свершению новых трудовых подвигов. Главное — успевать вовремя дёргать за нужные ниточки. «Конкуренция в качестве одного из инструментов мотивации наиболее эффективна в том случае, если она имеет место между сотрудниками одного уровня, со схожими обязанностями. При этом обязательна установка показателей эффективности, к которым члены коллектива должны стремиться. Однако в компаниях широко используется целый комплекс системы оценок. В таких организациях внутрифирменная конкуренция применяется не всегда. Чаще всего в тех случаях, когда необходимо ещё больше повысить производительность сотрудников, например, при изменении стратегии компании в пользу более агрессивной. Также данный инструмент применяется, если эффективность работы специалистов не дотягивает до требуемого уровня, а найти профессионалов в определённой области бывает довольно-таки проблематично из-за нехватки на рынке труда квалифицированных кадров данной категории», — сообщает Марина Васильева.
Также специалисты рекомендуют не забывать о принципе «для всех и для каждого»: учитывать особенности развития конкуренции в коллективе и по возможности использовать индивидуальный подход к каждому сотруднику, так как характер у всех разный. «Может ли конкуренция быть мотиватором — это зависит от личности сотрудников. На некоторых работников действует дух соревновательности, но других — неудачи могут просто демотивировать. Даже если эти неудачи не столь серьёзные. Таким образом, создание искусственной обстановки конкуренции может повредить «здоровью» компании. Эффективной конкуренция будет оставаться в том случае, если она не создаёт выраженный дискомфорт и не понижает самооценку сотрудника», — уверена Светлана Куличева.
Конкуренция в коллективе: зона высокого напряжения?
Кстати, стоит отметить, что для россиян конкуренция — палка о двух концах. С одной стороны многие из них считают, что она положительно сказывается на результатах работы. С другой — из-за неё накаляется обстановка в коллективе. 58% опрошенных отметили, что атмосфера в компании из-за существующего соперничества может испортиться. 21% россиян сказал, что конкуренция идёт лишь на пользу для обстановки внутри организации. 9% полагают, что она ни на что не влияет. 12% затруднились дать однозначный ответ. Подобные результаты — серьёзный звоночек о том, что не стоит ситуацию отпускать на самотёк, в противном случае разрушительные последствия не заставят себя долго ждать. Поэтому одна из главных рекомендаций наших экспертов — держать руку на пульсе у ситуации.
Советы экспертов Как грамотно сгладить углы, если из-за соперничества между сотрудниками ситуация в коллективе накалилась до предела? Марина Васильева, консультант хедхантинговой компании «Morgan Hunt»: Светлана Куличева, руководитель индустриального направления кадрового холдинга «Империя Кадров»: Владимир Телятников, управляющий директор компании «Brightmen Solutions»: |
Таким образом, для того, чтобы конкуренция приносила плоды в позитивного характера, необходимо соблюдать определённые правила игры и применять их с учётом индивидуальных особенностей компании и её коллектива. Верно выбранный курс движения поможет не только улучшить корпоративные показатели, но и принесёт свои результаты на рынке.
Светлана Башурина
Friend me:
« Рекламные акции/кампании с участием тепловых аэростатов: игра стоит свеч? | Главная | Переезд в другой город ради работы: проверка на прочность? »