сотрудник на новом месте работы: новые перспективы или бег по кругу?Поиск новой работы — это своеобразный перерыв в трудовой деятельности, который позволяет задуматься о том, что делать и в каком направлении двигаться дальше. Новая работа должна не только отвечать всем запросам сотрудника, но и давать «обратную связь»: процесс «вливания в коллектив» должен быть безболезненным.

Поиск новой работы можно назвать лёгкой «передышкой» в процессе трудовой деятельности, которую совершает каждый сотрудник, меняющий рабочее место. И как показывает практика, прибегать к подобного рода перерывам приходилось многим россиянам. В этом можно убедиться на конкретном примере. По данным исследования Kelly Global Workforce Index, в текущем году уже 43% россиян успели сменить работу. 33% признались, что они рассматривали варианты по смене работы. И только 24% сообщили, что они в этом не заинтересованы и не собираются менять работодателя.

Новая работа: критерии выбора

На что же ориентируются специалисты при поиске новой работы? Если говорить о критериях выбора в целом, то, по данным того же опроса, для 28% респондентов — это возможность профессионального роста. 25% обращают внимание на финансовые условия. Для 16% важен момент, связанный с возможностью самореализации. Также россияне отметили интересность работы (12%), значимую ответственность (3%), гибкий график работы и социальный пакет (по 2%), возможность удалённой работы (1%).

При выборе уже конкретного работодателя для россиян важен бренд компании (80%), заработная плата (69%), корпоративная культура (59%), местонахождение (42%), текучка кадров (39%), возраст компании (30%), гибкий график работы (20%).

Если же брать во внимание данные опроса ВЦИОМ, то общая картина значимости критериев при выборе компании-работодателя будет выглядеть несколько иначе. Стоит отметить, что значимость критериев оценивалась по пятибалльной шкале. По результатам опроса, россияне прежде всего обращают внимание на: хорошую зарплату (4,85), полное и своевременное выполнение компанией своих обязательств (4,84), благоприятный психологический климат в коллективе (4,61), стабильность, уверенность в том, что изменений к худшему не случится (4,56), соблюдение норм безопасности при организации рабочего процесса (4,53), удобный график и комфортные условия на рабочем месте (4,52), социальный пакет (4,48), возможность применить социальные знания и навыки (4,47), эффективность управления (4,31).

Кстати, интересно, а произошли ли какие-либо перемены в подходе сотрудников к выбору места работы за последние 2 — 3 года? «Два — три года назад рынок труда только начал приходить в себя после кризиса. Спрос на работу значительно превышал предложение. Понимая уровень конкуренции, кандидаты были готовы идти на компромиссы и уступки работодателю, быстро принимали решения по выходу на работу. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Рынок ожил, предложений вполне достаточно. Соискатели стали гораздо избирательнее, разборчивее и не спешат принимать решения, нередко диктуя работодателю собственные условия. Сегодня для молодых специалистов приоритетом при выборе места работы является возможность карьерного и профессионального роста, обучение на новом месте. Для состоявшихся сотрудников первоочередными критериями остаются заработная плата, условия работы, наличие ДМС и т.д.», — комментирует ситуацию руководитель проектов компании «Consort Staff Selection Moscow» Татьяна Киркина.

«В самом отношении кандидатов к работе наметились изменения. Они более рационально стали подходить к выбору работодателя, тщательно оценивать перспективы профессионального роста и репутацию компании. Финансовые условия остались важны для большинства кандидатов, но бренд становится фактором, способным сыграть решающую роль при выборе компании», — уверена генеральный директор компании «Kelly Services» Екатерина Горохова.

«На мой взгляд, ситуация практически не изменилась. Основными критериями, которыми руководствуются сотрудники при выборе места работы являются: деньги, карьерный рост и содержание работы», — полагает директор по персоналу компании «Kelly Services» Лусине Абгарян.

«Критерии при выборе работы стандартны — это: стабильность компании, бренд (имя на рынке), возможность карьерного роста, уровень заработной платы, программы обучения, корпоративная культура, общая атмосфера и климат в компании, стиль руководства, конкретные задачи и функции, сложность работы. Если сравнивать последние несколько лет, то определённо можно сказать, что на сегодняшний день основным критерием при выборе работы является уровень заработной платы. Зачастую люди готовы работать в компании без корпоративной культуры и программ развития и обучения, но получать при этом 100000 — 200000 рублей в месяц. Хотя ещё пару лет назад ситуация обстояла иным образом, предпочтение отдавали компаниям с возможностями развития, получения нового опыта, с отличной командой профессионалов, которые решают сложные, интересные задачи», — подтверждает HR-менеджер кадрового холдинга «Империя Кадров» Олеся Орлова.

Смена работы: семь бед — один ответ?

Какими бы критериями и факторами ни руководствовался специалист при выборе работы, у него складывается своеобразный «портрет» будущего работодателя. Идеальный образ формируется под воздействием многих причин. При этом определённый отпечаток на этом образе накладывают причины, послужившие поводом для увольнения с предыдущего места работы. «По моему опыту, основные причины смены места работы аналогичны причинам выбора работодателя. Другими словами, факторы, которые не устраивали сотрудника на прежнем месте работы, совпадают с теми, которые он будет искать на новом месте работы. Однако интересная деталь: согласно данным исследования Kelly Global Workforce Index (KGWI) на третьем месте после работы и денег вместо содержания работы россияне отмечают баланс между жизнью и работой», — отмечает Лусине Абгарян.

По данным исследования Kelly Global Workforce Index, основными причинами смены работодателя стало несоответствие работы ожиданиям сотрудника (23%), её не интересность (19%), недостаточные возможности личного роста (18%), недостаток ресурсов и инструментов для выполнения работы (14%), нехватка указаний со стороны менеджмента (9%), низкие возможности для самореализации (6%), специалист не подошёл на позицию или к корпоративной культуре (4%), отсутствие возможности удалённой работы или недостаточно гибкий график (по 1%).

Однако, по мнению экспертов, данный список причин можно продолжить. «Часто на прежних местах работы молодым специалистам (со стажем от 1 года до 5 лет) не хватает перспективы развития. Опытные сотрудники, в основном, ищут более высоких зарплат и улучшений условий труда. Изменение семейных и личных обстоятельств также могут быть причиной поиска работы», — сообщает Татьяна Киркина.

«Причин бывает много. Надо точно понимать сферу и отрасль компании, должность и статус человека в компании. Основные (стандартные) причины ухода: задержка зарплаты, не оформление по ТК, не соблюдение обещанных условий, нет возможности развития, конфликт с руководством, смена команды (руководства), проектная работа и многое другое», — присоединяется Олеся Орлова.

По её словам, нельзя выделить что-то одно как тенденцию, необходимо анализировать конкретного человека и конкретную причину. «Часто соискатели дают социально-ожидаемый ответ о причине ухода и для того, чтобы выявить «правду», требуется время — рекомендации. К смене работы необходимо подходить с умом, не менять «шило на мыло», выявлять и разбирать те самые проблемы, от которых хотелось избавиться, только в этом случае смена работы поможет решить такие проблемы», — продолжает эксперт.

По мнению других специалистов, смена места работы может решить проблемы, от которых таким способом хотел избавиться сотрудник, однако нужно учитывать несколько моментов. «На мой взгляд, смена рабочего места может решить озвученные ранее мною проблемы, но главное, чтобы соискатель чётко понимал, какую именно проблему он хочет таким образом решить», — считает Татьяна Киркина.

«Решает ли проблемы сотрудника смена работы зависит от того, какие задачи человек решает для себя. Если он хочет больше денег или более высокий статус, то, как правило, это имеет измеримые показатели (более высокую позицию или высокий оклад). Если же задача в том, что человек ищет другую работу по содержанию или ответственности, то всегда есть риск несовпадения ожиданий и реальности», — замечает Лусине Абгарян.

Радужные перспективы

Что касается самих возможностей поиска новой работы, то их предоставляется масса. К примеру, в ходе опроса компании «HeadHunter» выяснилось, что 49% компаний в 2014 году планируют увеличить свой штат сотрудников. В 41% — никаких изменений численности работников не предвидится. И только в 10% планируются сокращения. При этом стоит отметить, что чаще всего увеличение персонала будет происходить в компаниях со штатом сотрудников от 1 до 3000 человек. Об этом сообщили в 62% компаний такого масштаба. Наиболее стабильными выглядят компании, в которых трудится от 500 до 1000 человек, так как в 52% из них изменение штата сотрудников в 2014 году не намечается. Что касается сокращений, то им чаще всего будут подвержены компании численностью от 2000 до 10000 человек: о сокращениях в них рассказали 33%.

Варианты увеличения штата сотрудников в 2014 году намечаются самые разнообразные. Например, у 25% компаний штат расширится на 6 — 10%. 24% планируют измениться на 3 — 5%. 16% собираются увеличиться на 11 — 15%, а 14% — только на 1 — 2%. Наиболее масштабные перемены ждут меньшее число компаний: у 9% штат прибавит «в весе» на 16 — 20%, у 8% — более чем на 30% и у 4% работодателей — на 21 — 30%.

Материальная составляющую в 2014 году также ждут некоторые перемены. В 22% компаний индексация зарплаты произойдёт только у отдельных сотрудников. В 19% планируют ограничиться отдельными категориями сотрудников. Наиболее щедрыми окажутся 18% работодателей, где проиндексируют зарплату абсолютно у всех сотрудников. Без изменений зарплата останется лишь у 39% организаций.

Кстати, по сравнению с «количественными» показателями «качественные» выглядят куда более скромнее: масштабных индексаций размера уровня зарплаты в 2014 году не будет. 34% компаний сообщают об увеличении зарплаты на 5 — 7%. 30% ограничились рамками 8 — 10%. 23% решили уложиться в пределы до 5%. 7% предпочли остановиться на варианте в 11 — 13%. Лишь 6% компаний заявили об увеличении зарплат более чем на 14%.

Адаптация в коллективе: «свой» среди чужих?

Однако не стоит полагать, что наличие вакансии в желаемой сфере и высокая зарплата на новом месте — это своего рода «лекарство» от всех проблем. Необходимо учитывать ещё один немаловажный момент: адаптацию сотрудника в новом коллективе. Ведь если специалист не сможет привыкнуть к новой рабочей атмосфере, то никакая высокая зарплата ему не поможет.

Осваиваение — длительный процесс и одним днём тут не обойдёшься. По мнению экспертов, на это может понадобиться от нескольких недель до несколько месяцев, а то и дольше. «В среднем на адаптацию на новом месте работы требуется от недели до месяца. Это во многом зависит от характера, психотипа и других индивидуальных качеств сотрудника», — определяет Татьяна Киркина.

«Адаптация может занимать от 3-х месяцев до года, в зависимости от человека и условий работы в компании. Всё очень индивидуально и зависит от бесчисленных психофизиологических, психических характеристик человека (адаптируемого) и других факторов (компании, стиля руководства, численности, статуса компании, цели и миссии, команды и т.д.)», — заявляет Олеся Орлова.

«Срок адаптации сотрудника зависит от специфики бизнеса, профессии, квалификации и других факторов. Мой опыт говорит о том, что, как правило, процесс «входа» в компанию занимает до полугода, а «выход» на уверенный, устойчивый результат занимает от 6 до 12 месяцев», — подхватывает Лусине Абгарян.

Как же помочь новому сотруднику безболезненно привыкнуть к новой обстановке и обстоятельствам?

Советы экспертов

Что Вы можете посоветовать для того, чтобы процесс адаптации произошёл быстрее и сотрудник смог без проблем «влиться» в новый коллектив? Что для этого необходимо сделать/предпринять?

Олеся Орлова, HR-менеджер кадрового холдинга «Империя Кадров»:
«Для быстрой адаптации сотрудников необходимо: разработать программу адаптации для «новичка» (например, приветственные встречи, деловые игры, тренинги); наставничество (наставник, который курирует работу «новичка», помогает и координирует его в различных вопросах); HR, который грамотно налаживает и выстраивает коммуникации не только «новичка» с собой, но и выводит его в коллектив посредством различных совместных заданий; руководитель, который максимально точно и чётко ставит задачи; немало важно, чтобы и вся команда проявляла интерес к «новичку»».

Татьяна Киркина, руководитель проектов компании «Consort Staff Selection Moscow»:
«Новому сотруднику я бы посоветовала не упускать возможности неформального общения с коллегами (совместные обеды, чаепития и т.д.), проявлять уважение к новому коллективу, но и не терять собственной индивидуальности. Также не нужно стесняться задавать вопросы и советоваться со «старожилами». Работодатель в свою очередь может облегчить адаптацию и нового сотрудника, грамотно загружая его работой, а также устраивая разнообразные тренинги и тимбилдинги».

Лусине Абгарян, директор по персоналу компании «Kelly Services»:
«Для того, чтобы новичок как можно быстрее влился в компанию в ней должны быть отлажены процессы адаптации сотрудников на протяжении всего периода (обратная связь, составление плана задач и последующий контроль, обучение, институт наставничества и другие)».

Итак, новое место работы для специалиста будет идеальным только в том случае, если все его пожелания/запросы будут удовлетворены, а ожидания — оправданы, если работодатель сам будет заинтересован в профессиональной самореализации новичка и его адаптации в коллективе, в противном случае сотрудника на новом месте в очередной раз ожидает бег по замкнутому кругу.

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our mobile site