экономические выборы: голосуем за графический символ рубля?На своём официальном сайте Банк России запустил проект, связанный с обсуждением будущего символа рубля. Здесь каждому желающему предлагается проголосовать за понравившийся вариант и выбрать из пяти тот, который наиболее подходит для графического обозначения национальной валюты. Данная инициатива нашла отклик среди экономически активных россиян. В целом же практически половина граждан считает, что для популяризации на международной арене рублю как раз-таки требуется этот самый специальный символ. Эксперты видят в этой акции ЦБ РФ не что иное, как PR-ход, способствующий узнаванию и продвижению рубля на мировом рынке.

Акция от Центробанка РФ

Не так давно Центробанк РФ организовал «экономические» выборы для россиян. С 5 ноября каждому желающему, заглянувшему на официальный сайт банка, предлагается поучаствовать в обсуждении символа рубля. По мнению организаторов, графические обозначения валют появились с развитием национальных экономик, по мере вовлечения валюты в международный оборот. Обозначение каждой конкретной валюты постепенно трансформировалось в некий символ, получивший международное признание. По их мнению, российский рубль не должен оставаться в стороне от данной международной практики.

«Предложения ввести символ российского рубля, по аналогии с долларом США и фунтом стерлингов, были сделаны ещё в середине 90-х годов и стали звучать всё чаще с появлением евро. В 2006 году в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» была введена новелла об утверждении Банком России графического обозначения рубля в виде знака (символа рубля). Рабочая группа Банка России рассмотрела более тысячи обращений от граждан и организаций с предложениями разнообразных написаний графического обозначения рубля, изучила идеи интернет-сообщества. Среди них были отобраны пять наиболее часто предлагаемых вариантов. Для принятия окончательного решения по выбору символа рубля Банк России выносит пять знаков-финалистов на общественное обсуждение, которое продлится до 5 декабря 2013 года», — говорится на сайте Банка России.

По данным пресс-службы Банка России, в течение первой недели (с 5 по 8 ноября) в общественном обсуждении символа рубля приняло участие более 233000 человек. Наибольшую активность проявили мужчины (73%) и граждане в возрасте от 25 до 34 лет (около 44%). Также отмечается, что подавляющее большинство участников обсуждения (порядка 87%) имеет высшее и неполное высшее образование. Тройка лидеров на тот момент набрала 62%, 19% и 8% голосов.

Экономические выборы: кто — «за», ...

Если же рассматривать саму идею необходимости графического обозначения для российского рубля, то многие россияне видят в этом смысл. По данным опроса Исследовательского центра портала «Superjob.ru», 47% респондентов согласны с идеей, что рублю нужен специальный символ. При этом 20% считают, что это необходимо для узнавания и популяризации. «Деньги должны быть узнаваемые. Обязательно должен быть символ», — полагает управляющий торговым комплексом из Самары. «Мы всегда должны стремиться, чтобы наша страна, Россия была Великой Державой, а у Великой Державы должно быть всё Великое: гимн, флаг, народ, валюта и так далее. И чтобы всё остальные узнавали Российскую валюту, у неё должен быть специальный, красивый, запоминающийся символ», — с гордостью заявляет старшина команды из Гаджиева.

16% поддерживают идею из принципа «у всех есть и у нас должен быть/чем рубль хуже доллара или евро». «Почему у доллара и евро есть, а у рубля — нет...», — подтверждает мастер из Нижнего Новгорода.

12% выступают за то, чтобы рубль стал международной валютой и считают, что символ необходим для придания международного значения. «Чтобы рубль захватил мир. И стал актуальной валютой для многих стран», — добавляет старший продавец из Омска.

7% опрошенных символ нужен для сокращения и упрощения. «Любая валюта должна иметь сокращённый символ», — говорит руководитель проекта из Москвы. «Чтобы было проще писать (не руб., а один символ)», — замечает финансовый контролёр из Москвы. А 5% разглядели в этом удобство. «Удобнее будет! Поставил значок и всё, а тут постоянно писать приходится!», — подхватывает идею помощник руководителя из Астрахани.

Ещё для 7% — это статус, престиж и уважение рубля. «Для поднятия уровня престижа национальной валюты», — уточняет юрисконсульт из Москвы. «Специальный символ — косвенный, но признак мирового признания», — уверен менеджер по логистике из Санкт-Петербурга.

По мнению 3%, обозначение рубля нужно для имиджа страны. «В качестве имиджевой составляющей страны. Символы добавляют значимости и надёжности товару — это логотип валюты», — определяет коммерческий директор из Москвы. 2% указали на солидность. «Рубль будет выглядеть более солидно», — считает электрогазосварщик из Каменск-Уральского.

26% россиян перечисляют другие причины. «Для роста патриотизма и национального самосознания у населения!», — приводит в качестве примера директор по развитию из Санкт-Петербурга. «Рубль того достоин!», — кратко замечает заместитель директора из Иванова.

… кто — «против», ...

Против идеи с символом рубля выступили 25% респондентов. У них образовался свой список причин для отстаивания такой позиции. Так, 17% из них склоняются к тому, что рубль не является международной валютой и он никому не нужен. «Потому что это не такая мировая валюта, как доллар или евро, и на создание символа будет потрачено немало денег, которые можно пустить в другое русло», — поясняет кладовщик из Волгограда. «Рубль не нужен никому, кроме русских», — присоединяется ведущий специалист из Хабаровска.

14% настаивают на том, что у рубля уже есть символ. «Он уже есть — буква Р с чёрточкой!», — предполагает ведущий специалист проекта из Омска. «Потому что есть «руб»», — сообщает менеджер по продажам из Ноябрьска.

11% полагают, что не стоит уподобляться Западу и повторяться за другими. «Зачем? Рубль — это рубль, не доллар, не евро, не фунт стерлингов. Почему он должен кому-то подражать?», — спрашивает рабочий из Старого Оскола. «Не надо копировать с Запада и с Европы, надо придумывать что-то своё», — предлагает заместитель начальника из Электростали.

10% уверены в том, что рубль и так все знают. «Все знают, что такое русский рубль», — считает инспектор отдела камеральных проверок из Ишимбая. «Рубль и в Африке рубль!», — прибавляет начальник службы режима из Москвы.

9% говорят о том, что нужна стабильность рубля, а не символ. Для 8% — это лишняя трата денег. 7% не видят в этом никакого смысла. 5% устраивает существующее положение вещей.

17% озвучивают иные моменты. «Нашему правительству надо сделать так, чтобы рубль знали и уважали без символов», — убеждён начальник производства из Санкт-Петербурга. «Суть ведь не в этом, имеется или нет специальный символ. Суть в том, что Россия — самая богатая страна в мире, не только ресурсами, а самое главное людьми. И вот это главнее всех символов вместе взятых», — рассуждает председатель совета из Чайковского.

… кто — «воздержался»?

Оставшиеся 28% респондентов не смогли определиться со своей позицией. «С одной стороны, да — есть же такая международная практика. С другой стороны, нет — международно признанным он станет не скоро, ликвидным, конвертируемым и т.д., в тех пределах, чтобы в нём проводились расчёты не только в кассах сельпо на территории, а он, рубль этот со своим «специальным символом», уже впереди планеты всей», — размышляет заместитель генерального директора из Москвы. «А для чего он нужен и где его надо применять?», — в ответ задаёт вопрос ведущий специалист из Москвы.

Грамотный PR-ход и не только...

Собственно на этот вопрос и ответят наши эксперты. «Целью введения в обиход графического обозначения рубля, в первую очередь, является позиционирование рубля на международной арене. Чрезмерной значимости в введении символа нет, но для репутации страны и её валюты — это имеет маркетинговое значение. Плюс это приведёт к упрощению использования упоминаний о валюте в документах, ценниках и в интернет-сообществе. Введение символа рубля приурочено к предстоящей Олимпиаде, которая во многом является рекламным стендом нашей страны и запоминание нового символа рубля на такой площадке очень эффективный ход», — утверждает аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Михаил Кузьмин.

Действительно, утверждение символа рубля накануне Олимпийских игр в Сочи — эффективный PR-ход для утверждения рубля на мировом рынке. Многие эксперты видят в этом действе «рекламно-маркетинговую» составляющую вкупе с имиджем, признанием и уважением. «Введение графического символа рубля — это имиджевая составляющая, которая никак не повлияет на экономическую сущность российского рубля. Собственные символы имеются практически у всех крупнейших мировых валют: доллара США, евро, британского фунта, японской иены, — их обозначения знают многие. Но мало кто знаком с символами иных валют, имеющих ограниченное обращение. Поэтому стремление рубля к свободной конвертации и становлению как одной из мировых резервных валют в большей степени поднимут узнаваемость и престиж российской валюты, нежели просто введение графического символа», — заявляет директор департамента Казначейства «Росгосстрах Банка» Дмитрий Емелин.

«Я думаю, что необходимость в утверждении графического обозначения рубля определённо есть. Когда у рубля появится собственное обозначение, как у доллара, евро и других мировых валют, российский рубль станет более узнаваемым. Ещё один момент — сегодня при сделках в рублях обозначение нашей валюты может быть разное, из-за этого могут возникать ошибки. Когда есть стандартный графический знак, то меньше шансов, что возникнет путаница с документами», — разделяет мнение начальник отдела доверительного управления «Абсолют Банка» Иван Фоменко.

Впрочем, некоторые специалисты во всей этой процедуре видят чисто формальный момент. «Задача по утверждению графического символа рубля была введена в закон «О Центральном банке» в середине 2006 года. С тех пор решения по этому вопросу не было. Таким образом, в данном случае действия Банка России направлены на исполнение действующего закона страны, а необходимость в этом всегда есть», — комментирует вице-президент, директор по стратегии и инновациям «Промсвязьбанка» Алексей Илющенко.

Если отбросить в сторону формальности и сосредоточиться только на «рекламно-маркетинговых» целях этой «экономической» акции, то возникает ещё ряд вопросов. Главный из них — сможет ли утверждённый символ рубля достичь поставленных целей и будет ли результат соответствовать тем ожиданиям, которые возлагаются на него в рамках мирового масштаба. По мнению наших экспертов, моментального эффекта не будет. Но какой бы он по продолжительности не был, в его основе заложена имиджевая компонента. «Очевидно, что ожидать какого-то эффекта немедленно не стоит, потому что это всего лишь смена «вывески», а не событие, которое меняет суть рубля как валюты. Но я думаю, что в будущем это может способствовать росту популярности рубля как средства оплаты в международной торговле», — прогнозирует Иван Фоменко.

«Спрос на валюту определяется фундаментальными характеристиками: долей страны в мировой торговле, развитостью национального финансового рынка и стабильностью валюты. Поэтому в целом, утверждение официального варианта графического символа вряд ли серьёзно изменит позиции рубля на мировой арене. Более того, в настоящее время для обозначения валют часто используются стандарты ISO (в них российский рубль обозначается как RUB). Вместе с тем, определённое удобство в повседневной работе использование единого графического символа может принести», — аргументирует Алексей Илющенко.

«Естественно, глобальное влияние утверждение символа рубля, тем более на экономические процессы в стране и вне её пределах это событие не окажет», — заключает Михаил Кузьмин.

Тем не менее, какого бы масштаба ни была акция, связанная с принятием графического обозначения отечественной валюты, это всё-таки значимое событие в рамках одной страны — России. И у каждого желающего есть ещё возможность принять в нём непосредственное участие.

Светлана Башурина

Share this post for your friends:
Friend me:
Комментарии

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Оставьте свои мысли

WP-SpamFree by Pole Position Marketing

  • FlickR


        ads
          2020 - время возможностей?
      • Реклама

    Switch to our desktop site